Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"

Всё об экологии ищите здесь:

   
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама


Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная О НАС / ABOUT US Статьи Единая жизнь разных цивилизаций

Единая жизнь разных цивилизаций

Единая жизнь разных цивилизаций

…Москва, 17–22 августа 1987 года. В Московском университете на Ленинских горах проходит VIII Международный конгресс по логике, методологии и философии науки. В большом актовом зале негде яблоку упасть. Все ждут выступления Ильи Рома­новича Пригожина с докладом «Необратимость на­учного знания». Его выступление — сенсация кон­гресса.

Докладчик только что с самолета: работает в ряде стран на двух континентах. Наконец он прибыл. Небольшого роста, элегантной наружности и с чув­ством собственного достоинства. Он еще не забыл русскую речь, но доклад произносит на английском языке, извинившись перед собравшимися.

Ему назначили сразу двух оппонентов: физика Ю.Л. Климонтовича и математика Н.Н. Моисеева.

Слово предоставляется Никите Николаевичу. Посетовав, что его не предупредили о необходимости оппонировать Пригожину, он вскоре переходит к своей излюбленной теме, которой живет в послед­нее время. Он самостоятельно пришел к идее само­организующихся систем и теперь занимается изуче­нием и моделированием самой сложной самооргани­зующейся системы — биосферы. Он полагает, что биосфера Земли является фрагментом единого си­нергетического мирового процесса, законы которого лежат за пределами доступных нам сегодня знаний и измерений, что позволяет считать их постоянными…

(Вернемся несколько назад. Моисеев и ранее вы­сказывался по «Пригожинской тематике». В част­ности, указывал, что создателем неравновесной тер­модинамики еще в 1931 г. стал голландский физик Л. Онсагер. Им был найден некий функционал, ко­торый получил название потенциала рассеивания. В 1947 г. Илья Пригожий другим путем вывел прин­цип, который и назвал принципом минимума про­изводства энтропии. В 1970-х годах венгерский физик И. Дьярмати показал, что оба эти принципа при известных условиях являются эквивалентны­ми, и принцип Пригожина следует из принципа Онсагера.

Справедливости ради следует отметить, что дис­сипативные системы и самоорганизующиеся про­цессы в них были открыты в бельгийской школе И.Р. Пригожина на основе наблюдений за образова­нием песчаных дюн, облаков, вихрей на воде, хими­ческих реакций и т. п., на данных экспериментов Б.Н. Белоусова и A.M. Жаботинского, а не только чисто теоретически. При этом была построена мате­матическая модель самоорганизующихся процес­сов — «брюсселятор» (по городу Брюссель). Что же касается книг Пригожина «Возвращенное очарова­ние мира», «Порядок из хаоса» и др., то они не лише­ны элементов научной романтики, привнесенной в них очаровательной Изабеллой Стенгерс — фило­софом и соавтором Пригожина. Можно также впол­не согласиться с Н.Н. Моисеевым, что использова­ние принципов Онсагера–Пригожина оказалось «на деле весьма ограниченным», особенно в отношении изучения живых систем.)

…Однако на конгрессе, о котором идет рассказ, Моисеев отбросил все возражения и замечания Пригожину и приступил к изложению своих изыска­ний. Свое сообщение он назвал «Оправдание един­ства».

Особую роль в мировом эволюционном процессе играет принцип минимума диссипации энергии: если допустимо не единственное состояние системы (процесса), а целая их совокупность, то реализуется то состояние, которому отвечает минимальное рас­сеивание энергии (или, что-то  же самое, минималь­ный рост энтропии). Этот принцип минимума дис­сипации энергии есть всего лишь частный случай значительно более общего принципа экономии эн­тропии. В природе все время возникают структуры, в которых энтропия не только не растет, но и локаль­но уменьшается. Поскольку убывание энтропии воз­можно только за счет поглощения внешней энергии, то отбор благоприятствует тем структурам, которые способны в максимальной степени поглощать внеш­нюю энергию.

Такими структурами, созданными эволюцией жизни на нашей планете, являются популяции всех видов, сообщества, или биоценозы, и сама биосфера. Биологическая эволюция, подобно космической и химической, происходит в открытых системах в усло­виях, далеких от равновесия. Конечной физической причиной эволюции является отток энтропии в окру­жающую среду. Неравновесные процессы в изолиро­ванной системе сопровождаются ростом энтропии, они приближают систему к состоянию равновесия, в котором энтропия максимальна. Жизнь задержива­ет этот процесс. «Организм питается отрицательной энтропией, привлекая на себя ее поток», — образно писал Э. Шрёдингер (1972). Глубокая идея Ч. Дарвина, имеющая всеобщее значение, состояла в описании процесса возникновения порядка из хаоса. Хаос, по Дарвину, создается накоплением «неопределенной изменчивости» (мутации), отбор создает порядок путем выработки адаптации, наследственность (кон­вариантная редупликация) закрепляет этот процесс в череде поколений. Живое вещество, как говорил В.И. Вернадский, в своем эффекте в биосфере проти­воречит принципу Сади Карно.

Стремление природы к красоте как к упорядо­ченности хаоса является общим законом жизни. Сверхсложные и сверхразнообразные структуры мало чем отличаются от хаоса. Поэтому они менее устойчивы к бифуркации, разрушаясь, создают но­вый виток эволюции. Оказалось, что нет никакого противоречия между вторым началом термодинами­ки и эволюционной теорией Дарвина, как считалось долгое время.

Можно сказать, что Моисеев был первым, кто применил общие принципы синергетики к рассмо­трению космической, химической, биологической и социальной эволюции. Глобальный эволюционизм мира предстал перед нами в его трудах как комплекс самоорганизующихся систем — от атомов и молекул до термитов и человеческого общества. В этой эво­люционирующей Вселенной есть место и человеку с его духовным миром, с его биологическими инсти­тутами и его потребительской, техногенной культу­рой, которые поставили перед человечеством шек­спировский вопрос «быть или не быть?».

Вера Моисеева в Коллективный Разум, который спасет человечество от экологической катастрофы, полна оптимизма, но этот оптимизм пока не под­тверждается реальной жизнью людей на планете. Единый вид Homo sapiens не столь уж един. Как любой вид на Земле, он существует в форме популя­ций. Границы этих популяций у человека определя­ются не только и не столько географическим про­странством, как у всех других видов, сколько про­странством культурным.

Мир состоит из множества популяций и множе­ства культур, ведущих борьбу за свое существование. Единый разум предполагает единую культуру, т. е. единый язык, единую веру, единые законы, единые нравы, единое искусство и т. д. Это единство есть всемирная энтропия, конец разнообразия, красоты и эволюции.

Возможно ли выработать общую стратегию выжи­вания, не разрушая мирового разнообразия? Трудно сказать. Ведь все страны, популяции и культуры на­ходятся на разных стадиях развития, в разных усло­виях существования, обладают различными ресурса­ми, своим гомеостазисом, не совпадающим с гомео­стазисом биосферы. Если правительство Бразилии, исходя из интересов биосферы и мирового сообще­ства, провозгласившего курс на устойчивое разви­тие, не будет вырубать леса Амазонии и осваивать свои природные ресурсы, то обездоленный народ этой страны поспешит избавиться от такого прави­тельства. Кто может заставить американцев отка­заться от потребительской культуры и перестать вы­качивать природные ресурсы, мозги и финансы со всего мира? Или китайцев — отказаться от намере­ния покончить наконец со своим отставанием? «Все возникает через борьбу и по необходимости», — писал еще Гераклит Эфесский. Моисеев вплотную подошел к пониманию роли отбора на надорганиз­менном уровне, отбора на уровне популяций в про­исхождении людского разнообразия ( «Быть или не быть… человечеству». 1999).

«Стратегия Разума» должна постепенно прибли­жаться к «стратегии Природы», считал Моисеев. «В Природе все процессы идут под воздействием стохастических факторов и с огромным уровнем не­определенности. В обществе по-иному быть не мо­жет», — писал он.

Эта система взглядов, которую он назвал универ­сальным эволюционизмом, по существу — «просто по-другому трактуемый принцип самоорганизации или синергетики», признавал он сам. Она вполне применима к экономике человека (которая есть не что иное, как его экология), ко всей культуре, кото­рую создает человек. Эта культура, являющаяся глав­ной адаптацией человека, должна быть прежде всего безотходной, т. е. подчиняться главному принципу существования жизни и сохранения гомеостазиса биосферы.

Подобно Вернадскому Моисеев полагал, что сли­яние Человека и Природы произойдет неизбежно: оно не зависит от воли и действия людей. Из всех ноосферных проблем он считал главной организа­цию единой жизни очень разных цивилизаций на беднеющей планете.

Свой универсальный эволюционизм Моисеев применяет и к социальному преобразованию обще­ства. Мировой процесс самоорганизации рано или поздно коснется человеческих проблем. Социальная защищенность, приоритет личности, права человека должны постепенно пробить себе дорогу «сквозь инстинкты стяжательства, невежества и неандерта­лизм, увы, свойственные человеку».

И благодаря логике истории «изменение обще­ственного уклада произойдет не в силу социальной инженерии небольшой группы избранных мудрецов или членов „ордена меченосцев“, но и в силу тех же рыночных механизмов, той же проклятой конкурен­ции и всего того, что естественно назвать творче­ством миллионов». Мы видим, утверждает Моисеев, что наибольшего успеха в XX веке добились те стра­ны, те экономические системы, которые отошли от традиций «дикого рынка» и пошли по пути поиска разумного симбиоза различных форм собственности (т. е. либерализации) с принципами равенства стар­товых возможностей, попыток утверждения равен­ства перспектив, которые открываются для каждого человека. (Следует обратить внимание, что это было написано Моисеевым в самом начале «перестрой­ки», когда интеллигенция бывшего СССР еще не утратила иллюзий по поводу справедливого распре­деления собственности, созданной всем народом путем невероятных усилий; когда еще никто не предполагал, что Россия будет отброшена лет на сто назад — в дикую пору компрадорского, грабитель­ского капитализма; когда еще не все поняли, что целью наступающего глобализма является дележ между странами «золотого миллиарда» оставшихся природных ресурсов, а «мировое правительство» в лице США попытается навести угодный олигархам этой страны «мировой порядок».)

В результате все углубляется стратификация госу­дарств. Сравнительно недавно, лет 30–40 назад, было справедливо называть отсталые страны разви­вающимися, сейчас они отстали навсегда. К ним в компанию теперь попала и Россия.

В своей книге воспоминаний и размышлений в главе с выразительным заголовком «Сумерки России: рассвет или закат? Россия на перепутье» он пишет о том, что народ нашей страны должен осознать себя как нацию, осознать свои возможности и преодолеть то состояние безнадежности, в которое он ввергнут в последние годы. Более того, он предлагал ряд про­ектов и программ, способных цементировать Федерацию. «Северный обруч» — самый короткий, быстрый и дешевый путь, связывающий Тихо­океанский и Атлантический регионы, он лежит через Россию. «Открытие пути из Европы в Тихий океан (из англичан в китайцы!) откроет не только транзит грузов, но и полуфабрикатов, переработка которых может дать сотни тысяч рабочих мест и валютные миллиарды. А Северный морской путь в два раза со­кратит дорогу из Европы в Японию и Китай. Он не только в два раза короче, но и в 1,6 раза дешевле дру­гих путей», — убеждал Моисеев.

Столь же заманчивым, по его мнению, является проект превращения незамерзающего устья реки Индиги в Баренцевом море в новый вариант Персидского залива. «Ресурсы России — это один из важнейших источников процветания всего мирового сообщества… Необходимо только с умом ими рас­порядиться. Эти соображения лежат в основе того направления, которое мы называем экологической геополитикой».

И, наконец, Моисеев ратовал за создание косми­ческой информационной системы, которая обеспе­чит безопасность будущего интегрированного мира. Он прекрасно понимал, что Земля — «космический корабль», и для спасения системы обеспечения этого корабля — биосферы — в условиях экстремальных нагрузок на нее необходимо создание «Института согласия», или своеобразного «Мирового правитель­ства». Но это правительство должно заботиться не о спасении лишь стран «золотого миллиарда», а сле­дить за безопасностью и сохранением хрупкого мира в нашем общем «космическом корабле». Перед этим «Мировым правительством», или «Институтом со­гласия», встанет множество сложнейших проблем, считал Моисеев. Неконтролируемый рост населения планеты, голод, противостояние цивилизаций, на­родов и конфессий — лишь некоторые из тех, что он называл.

А кто же должен возглавить «Институт согласия»? Человек каких духовных и интеллектуальных досто­инств может быть Председателем «Мирового прави­тельства»? Если бы этот вопрос был задан мне, то я без колебаний назвал бы претендентом на эту ответ­ственную и сложную должность человека, подобно­го Никите Николаевичу Моисееву.

человечестводокладН.Н.МоисеевЕкатеринбургРоссия 

03.09.2012, 3123 просмотра.


Нравится

SKOLKOVO
28.11.2019 19:29:28

Экологическая ярмарка в Одинцове

В инновационном центре «Сколково» участники экологического конкурса презентовали свои идеи и обсудили проблемы окружающей среды.

экология, Сколково, конкурс

26.06.2019 17:20:21

ЛИЦЕЮ "ФТШ" ПРИСВОЕНО ИМЯ ЖОРЕСА АЛФЕРОВА!

Последний звонок прозвучал 25 мая для учащихся трех 11-х классов Лицея «Физико-техническая школа», где заканчивают учебу около шестидесяти школьников. Этот день, как всегда в конце мая, был торжественным и радостным, полным надежд и волнений, связанным с близким началом взрослой жизни.

Алферов, выпускники, образование

30.04.2019 20:40:14

В «Сколково» появится Парк наук имени Жореcа Алферова

В Инновационном центре «Сколково» планируется открыть Парк наук и присвоить ему имя лауреата Нобелевской премии, академика Жореса Алферова.

Жорес Алферов, фонд, Сколково»

16.02.2018 11:01:00

Блокчейн для дистрибуции кино / TVZavr на Берлинале

Резидент «Сколково» представил на Берлинале новую технологическую платформу для киноиндустрии

технологии, киноиндустрия, платформа, Сколково

14.02.2018 08:19:00

Год Японии в России /Инновационное сотрудничество/Семинар в Сколково

В технопарке «Сколково» прошел семинар «Россия – Япония: коммерциализация технологических инноваций – перспективы сотрудничества», организованный Фондом «Сколково» и ROTOBO, Японской ассоциацией по торговле с Россией и новыми независимыми государствами. Представители «Сколково» и РВК обсудили с сотрудниками японских стартапов, инкубаторов и институтов развития особенности подхода к инновационному бизнесу и перспективы выхода российских стартапов на рынок Страны восходящего солнца.

Инновации, технологии, перспективы, сотрудничество, страны, Россия, семинар, Сколково

15.11.2017 00:06:37

Suvorov Prize - инновационная премия вручена в 7-ой раз / Швейцарско-российская премия имени Суворова

Конкурс изобретений «Эврика» теперь будет получать проекты российско-швейцарского сотрудничества.  В финал вышли пять проектов из России и Швейцарии из различных областей — это биотехнологии,медицинские технологии, и информационные технологии.

Suvorov Prize

02.11.2017 16:41:25

Разработка российских ученых по очистке воды от нефти запатентована в США

Екатеринбургская компания «НПО БиоМикроГели» (резидент «Сколково» и технопарка «Университетский») подтвердила авторство своих изобретений в Соединенных Штатах Америки. В этой стране завершена национальна фаза патентования нескольких технологий уральских ученых с применением биомикрогелей.

разработка

RSS
Архив "SKOLKOVO UNIT"
Подписка на RSS
Реклама: