Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"

Всё об экологии ищите здесь:

   
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама


Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная О НАС / ABOUT US Статьи Единая жизнь разных цивилизаций

Единая жизнь разных цивилизаций

Единая жизнь разных цивилизаций

…Москва, 17–22 августа 1987 года. В Московском университете на Ленинских горах проходит VIII Международный конгресс по логике, методологии и философии науки. В большом актовом зале негде яблоку упасть. Все ждут выступления Ильи Рома­новича Пригожина с докладом «Необратимость на­учного знания». Его выступление — сенсация кон­гресса.

Докладчик только что с самолета: работает в ряде стран на двух континентах. Наконец он прибыл. Небольшого роста, элегантной наружности и с чув­ством собственного достоинства. Он еще не забыл русскую речь, но доклад произносит на английском языке, извинившись перед собравшимися.

Ему назначили сразу двух оппонентов: физика Ю.Л. Климонтовича и математика Н.Н. Моисеева.

Слово предоставляется Никите Николаевичу. Посетовав, что его не предупредили о необходимости оппонировать Пригожину, он вскоре переходит к своей излюбленной теме, которой живет в послед­нее время. Он самостоятельно пришел к идее само­организующихся систем и теперь занимается изуче­нием и моделированием самой сложной самооргани­зующейся системы — биосферы. Он полагает, что биосфера Земли является фрагментом единого си­нергетического мирового процесса, законы которого лежат за пределами доступных нам сегодня знаний и измерений, что позволяет считать их постоянными…

(Вернемся несколько назад. Моисеев и ранее вы­сказывался по «Пригожинской тематике». В част­ности, указывал, что создателем неравновесной тер­модинамики еще в 1931 г. стал голландский физик Л. Онсагер. Им был найден некий функционал, ко­торый получил название потенциала рассеивания. В 1947 г. Илья Пригожий другим путем вывел прин­цип, который и назвал принципом минимума про­изводства энтропии. В 1970-х годах венгерский физик И. Дьярмати показал, что оба эти принципа при известных условиях являются эквивалентны­ми, и принцип Пригожина следует из принципа Онсагера.

Справедливости ради следует отметить, что дис­сипативные системы и самоорганизующиеся про­цессы в них были открыты в бельгийской школе И.Р. Пригожина на основе наблюдений за образова­нием песчаных дюн, облаков, вихрей на воде, хими­ческих реакций и т. п., на данных экспериментов Б.Н. Белоусова и A.M. Жаботинского, а не только чисто теоретически. При этом была построена мате­матическая модель самоорганизующихся процес­сов — «брюсселятор» (по городу Брюссель). Что же касается книг Пригожина «Возвращенное очарова­ние мира», «Порядок из хаоса» и др., то они не лише­ны элементов научной романтики, привнесенной в них очаровательной Изабеллой Стенгерс — фило­софом и соавтором Пригожина. Можно также впол­не согласиться с Н.Н. Моисеевым, что использова­ние принципов Онсагера–Пригожина оказалось «на деле весьма ограниченным», особенно в отношении изучения живых систем.)

…Однако на конгрессе, о котором идет рассказ, Моисеев отбросил все возражения и замечания Пригожину и приступил к изложению своих изыска­ний. Свое сообщение он назвал «Оправдание един­ства».

Особую роль в мировом эволюционном процессе играет принцип минимума диссипации энергии: если допустимо не единственное состояние системы (процесса), а целая их совокупность, то реализуется то состояние, которому отвечает минимальное рас­сеивание энергии (или, что-то  же самое, минималь­ный рост энтропии). Этот принцип минимума дис­сипации энергии есть всего лишь частный случай значительно более общего принципа экономии эн­тропии. В природе все время возникают структуры, в которых энтропия не только не растет, но и локаль­но уменьшается. Поскольку убывание энтропии воз­можно только за счет поглощения внешней энергии, то отбор благоприятствует тем структурам, которые способны в максимальной степени поглощать внеш­нюю энергию.

Такими структурами, созданными эволюцией жизни на нашей планете, являются популяции всех видов, сообщества, или биоценозы, и сама биосфера. Биологическая эволюция, подобно космической и химической, происходит в открытых системах в усло­виях, далеких от равновесия. Конечной физической причиной эволюции является отток энтропии в окру­жающую среду. Неравновесные процессы в изолиро­ванной системе сопровождаются ростом энтропии, они приближают систему к состоянию равновесия, в котором энтропия максимальна. Жизнь задержива­ет этот процесс. «Организм питается отрицательной энтропией, привлекая на себя ее поток», — образно писал Э. Шрёдингер (1972). Глубокая идея Ч. Дарвина, имеющая всеобщее значение, состояла в описании процесса возникновения порядка из хаоса. Хаос, по Дарвину, создается накоплением «неопределенной изменчивости» (мутации), отбор создает порядок путем выработки адаптации, наследственность (кон­вариантная редупликация) закрепляет этот процесс в череде поколений. Живое вещество, как говорил В.И. Вернадский, в своем эффекте в биосфере проти­воречит принципу Сади Карно.

Стремление природы к красоте как к упорядо­ченности хаоса является общим законом жизни. Сверхсложные и сверхразнообразные структуры мало чем отличаются от хаоса. Поэтому они менее устойчивы к бифуркации, разрушаясь, создают но­вый виток эволюции. Оказалось, что нет никакого противоречия между вторым началом термодинами­ки и эволюционной теорией Дарвина, как считалось долгое время.

Можно сказать, что Моисеев был первым, кто применил общие принципы синергетики к рассмо­трению космической, химической, биологической и социальной эволюции. Глобальный эволюционизм мира предстал перед нами в его трудах как комплекс самоорганизующихся систем — от атомов и молекул до термитов и человеческого общества. В этой эво­люционирующей Вселенной есть место и человеку с его духовным миром, с его биологическими инсти­тутами и его потребительской, техногенной культу­рой, которые поставили перед человечеством шек­спировский вопрос «быть или не быть?».

Вера Моисеева в Коллективный Разум, который спасет человечество от экологической катастрофы, полна оптимизма, но этот оптимизм пока не под­тверждается реальной жизнью людей на планете. Единый вид Homo sapiens не столь уж един. Как любой вид на Земле, он существует в форме популя­ций. Границы этих популяций у человека определя­ются не только и не столько географическим про­странством, как у всех других видов, сколько про­странством культурным.

Мир состоит из множества популяций и множе­ства культур, ведущих борьбу за свое существование. Единый разум предполагает единую культуру, т. е. единый язык, единую веру, единые законы, единые нравы, единое искусство и т. д. Это единство есть всемирная энтропия, конец разнообразия, красоты и эволюции.

Возможно ли выработать общую стратегию выжи­вания, не разрушая мирового разнообразия? Трудно сказать. Ведь все страны, популяции и культуры на­ходятся на разных стадиях развития, в разных усло­виях существования, обладают различными ресурса­ми, своим гомеостазисом, не совпадающим с гомео­стазисом биосферы. Если правительство Бразилии, исходя из интересов биосферы и мирового сообще­ства, провозгласившего курс на устойчивое разви­тие, не будет вырубать леса Амазонии и осваивать свои природные ресурсы, то обездоленный народ этой страны поспешит избавиться от такого прави­тельства. Кто может заставить американцев отка­заться от потребительской культуры и перестать вы­качивать природные ресурсы, мозги и финансы со всего мира? Или китайцев — отказаться от намере­ния покончить наконец со своим отставанием? «Все возникает через борьбу и по необходимости», — писал еще Гераклит Эфесский. Моисеев вплотную подошел к пониманию роли отбора на надорганиз­менном уровне, отбора на уровне популяций в про­исхождении людского разнообразия ( «Быть или не быть… человечеству». 1999).

«Стратегия Разума» должна постепенно прибли­жаться к «стратегии Природы», считал Моисеев. «В Природе все процессы идут под воздействием стохастических факторов и с огромным уровнем не­определенности. В обществе по-иному быть не мо­жет», — писал он.

Эта система взглядов, которую он назвал универ­сальным эволюционизмом, по существу — «просто по-другому трактуемый принцип самоорганизации или синергетики», признавал он сам. Она вполне применима к экономике человека (которая есть не что иное, как его экология), ко всей культуре, кото­рую создает человек. Эта культура, являющаяся глав­ной адаптацией человека, должна быть прежде всего безотходной, т. е. подчиняться главному принципу существования жизни и сохранения гомеостазиса биосферы.

Подобно Вернадскому Моисеев полагал, что сли­яние Человека и Природы произойдет неизбежно: оно не зависит от воли и действия людей. Из всех ноосферных проблем он считал главной организа­цию единой жизни очень разных цивилизаций на беднеющей планете.

Свой универсальный эволюционизм Моисеев применяет и к социальному преобразованию обще­ства. Мировой процесс самоорганизации рано или поздно коснется человеческих проблем. Социальная защищенность, приоритет личности, права человека должны постепенно пробить себе дорогу «сквозь инстинкты стяжательства, невежества и неандерта­лизм, увы, свойственные человеку».

И благодаря логике истории «изменение обще­ственного уклада произойдет не в силу социальной инженерии небольшой группы избранных мудрецов или членов „ордена меченосцев“, но и в силу тех же рыночных механизмов, той же проклятой конкурен­ции и всего того, что естественно назвать творче­ством миллионов». Мы видим, утверждает Моисеев, что наибольшего успеха в XX веке добились те стра­ны, те экономические системы, которые отошли от традиций «дикого рынка» и пошли по пути поиска разумного симбиоза различных форм собственности (т. е. либерализации) с принципами равенства стар­товых возможностей, попыток утверждения равен­ства перспектив, которые открываются для каждого человека. (Следует обратить внимание, что это было написано Моисеевым в самом начале «перестрой­ки», когда интеллигенция бывшего СССР еще не утратила иллюзий по поводу справедливого распре­деления собственности, созданной всем народом путем невероятных усилий; когда еще никто не предполагал, что Россия будет отброшена лет на сто назад — в дикую пору компрадорского, грабитель­ского капитализма; когда еще не все поняли, что целью наступающего глобализма является дележ между странами «золотого миллиарда» оставшихся природных ресурсов, а «мировое правительство» в лице США попытается навести угодный олигархам этой страны «мировой порядок».)

В результате все углубляется стратификация госу­дарств. Сравнительно недавно, лет 30–40 назад, было справедливо называть отсталые страны разви­вающимися, сейчас они отстали навсегда. К ним в компанию теперь попала и Россия.

В своей книге воспоминаний и размышлений в главе с выразительным заголовком «Сумерки России: рассвет или закат? Россия на перепутье» он пишет о том, что народ нашей страны должен осознать себя как нацию, осознать свои возможности и преодолеть то состояние безнадежности, в которое он ввергнут в последние годы. Более того, он предлагал ряд про­ектов и программ, способных цементировать Федерацию. «Северный обруч» — самый короткий, быстрый и дешевый путь, связывающий Тихо­океанский и Атлантический регионы, он лежит через Россию. «Открытие пути из Европы в Тихий океан (из англичан в китайцы!) откроет не только транзит грузов, но и полуфабрикатов, переработка которых может дать сотни тысяч рабочих мест и валютные миллиарды. А Северный морской путь в два раза со­кратит дорогу из Европы в Японию и Китай. Он не только в два раза короче, но и в 1,6 раза дешевле дру­гих путей», — убеждал Моисеев.

Столь же заманчивым, по его мнению, является проект превращения незамерзающего устья реки Индиги в Баренцевом море в новый вариант Персидского залива. «Ресурсы России — это один из важнейших источников процветания всего мирового сообщества… Необходимо только с умом ими рас­порядиться. Эти соображения лежат в основе того направления, которое мы называем экологической геополитикой».

И, наконец, Моисеев ратовал за создание косми­ческой информационной системы, которая обеспе­чит безопасность будущего интегрированного мира. Он прекрасно понимал, что Земля — «космический корабль», и для спасения системы обеспечения этого корабля — биосферы — в условиях экстремальных нагрузок на нее необходимо создание «Института согласия», или своеобразного «Мирового правитель­ства». Но это правительство должно заботиться не о спасении лишь стран «золотого миллиарда», а сле­дить за безопасностью и сохранением хрупкого мира в нашем общем «космическом корабле». Перед этим «Мировым правительством», или «Институтом со­гласия», встанет множество сложнейших проблем, считал Моисеев. Неконтролируемый рост населения планеты, голод, противостояние цивилизаций, на­родов и конфессий — лишь некоторые из тех, что он называл.

А кто же должен возглавить «Институт согласия»? Человек каких духовных и интеллектуальных досто­инств может быть Председателем «Мирового прави­тельства»? Если бы этот вопрос был задан мне, то я без колебаний назвал бы претендентом на эту ответ­ственную и сложную должность человека, подобно­го Никите Николаевичу Моисееву.

человечестводокладН.Н.МоисеевЕкатеринбургРоссия 

03.09.2012, 3065 просмотров.


Нравится

SKOLKOVO
26.06.2019 17:20:21

ЛИЦЕЮ "ФТШ" ПРИСВОЕНО ИМЯ ЖОРЕСА АЛФЕРОВА!

Последний звонок прозвучал 25 мая для учащихся трех 11-х классов Лицея «Физико-техническая школа», где заканчивают учебу около шестидесяти школьников. Этот день, как всегда в конце мая, был торжественным и радостным, полным надежд и волнений, связанным с близким началом взрослой жизни.

Алферов, выпускники, образование

30.04.2019 20:40:14

В «Сколково» появится Парк наук имени Жореcа Алферова

В Инновационном центре «Сколково» планируется открыть Парк наук и присвоить ему имя лауреата Нобелевской премии, академика Жореса Алферова.

Жорес Алферов, фонд, Сколково»

16.02.2018 11:01:00

Блокчейн для дистрибуции кино / TVZavr на Берлинале

Резидент «Сколково» представил на Берлинале новую технологическую платформу для киноиндустрии

технологии, киноиндустрия, платформа, Сколково

14.02.2018 08:19:00

Год Японии в России /Инновационное сотрудничество/Семинар в Сколково

В технопарке «Сколково» прошел семинар «Россия – Япония: коммерциализация технологических инноваций – перспективы сотрудничества», организованный Фондом «Сколково» и ROTOBO, Японской ассоциацией по торговле с Россией и новыми независимыми государствами. Представители «Сколково» и РВК обсудили с сотрудниками японских стартапов, инкубаторов и институтов развития особенности подхода к инновационному бизнесу и перспективы выхода российских стартапов на рынок Страны восходящего солнца.

Инновации, технологии, перспективы, сотрудничество, страны, Россия, семинар, Сколково

15.11.2017 00:06:37

Suvorov Prize - инновационная премия вручена в 7-ой раз / Швейцарско-российская премия имени Суворова

Конкурс изобретений «Эврика» теперь будет получать проекты российско-швейцарского сотрудничества.  В финал вышли пять проектов из России и Швейцарии из различных областей — это биотехнологии,медицинские технологии, и информационные технологии.

Suvorov Prize

02.11.2017 16:41:25

Разработка российских ученых по очистке воды от нефти запатентована в США

Екатеринбургская компания «НПО БиоМикроГели» (резидент «Сколково» и технопарка «Университетский») подтвердила авторство своих изобретений в Соединенных Штатах Америки. В этой стране завершена национальна фаза патентования нескольких технологий уральских ученых с применением биомикрогелей.

разработка

07.10.2017 00:14:10

Собирать или не собрать (данные)? Быть или не быть официальному интернет "просвечиванию".

Московский арбитражный суд не стал запрещать использование открытых персональных данных пользователей социальной сети «ВКонтакте» для оценки их кредитоспособности.

ВКонтакте

RSS
Архив "SKOLKOVO UNIT"
Подписка на RSS
Реклама: