Сочувствие к верующим в теории заговора / На примере вакцинация от Covid-19
В 2019 году старший коллега предупредил меня, что мое исследование сосредоточено на нишевой области легкомысленной темы: теории заговора, связанные с нерешительностью родителей в отношении вакцин в Ирландии.
Моя область больше не ниша. Стремясь положить конец пандемии и поощрять вакцинацию и другие виды поведения, способствующие укреплению здоровья, многие исследователи, плохо знакомые с этой темой, задаются вопросом, как лучше всего «противостоять» или «бороться» с теориями заговора и как охарактеризовать людей, опасающихся медицинских технологий. Но моя область работала десятилетиями, чтобы противостоять этой тенденции к патологизации и «другому». Пытаются ли исследователи понять представления о вакцинации или теории, связанные с НАТО, Россией и лабораториями биологического оружия, такое определение ограничивает то, что можно узнать.
Теории заговора больше касаются ценностей, чем информации. Опровержение заявлений иногда может быть эффективным, но мало что делает для устранения их первопричины. Когда исследователи спрашивают только о знании, они, как правило, видят корень проблемы только в невежестве.
Поясню: я никоим образом не утверждаю, что теории заговора безвредны. Именно потому, что они настолько опасны, крайне важно понять их причины. Недостаточно изучать людей и их идеи: мы должны учитывать социальные структуры, а также культурные и исторические контексты, которые порождают и распространяют заговорщические идеи.
Во-первых, некоторые основы. Теории заговора не существуют в вакууме. Они усиливают существующие страхи и представления о месте людей в мире. Исследователям следует задуматься о том, что объединение вокруг таких теорий говорит об опасениях по поводу глобальной борьбы за власть или научных достижений, или о негодовании по поводу статус-кво или социальных изменений.
Бесполезно просто говорить: «Люди, которые чувствуют себя бессильными, принимают теории заговора». Исследователи должны выяснить, почему люди так себя чувствуют. Часто это происходит из-за плохого обращения со стороны других людей или учреждений. Женщины, пережившие репрессивные репродуктивные режимы, например, режим Николае Чаушеску в Румынии, часто отказываются от иммунизации. Люди, которые проходят вакцинацию, обычно делают это не из-за понимания иммунологии, а из-за доверия к системам здравоохранения и доступа к ним.
В первые месяцы пандемии я работал с антропологом Элисой Собо из Университета штата Сан-Диего в Калифорнии, чтобы анализировать сообщения в социальных сетях, которые касались теорий заговора о COVID-19 в трех странах (Э. Дж. Собо и Э. Дронжкевич в книге» Вирусные нагрузки» (ред. Л. Мандерсон и др. .) гл. 4; UCL Press, 2021). Хотя конкретные теории казались похожими ( «правительство скрывает правду о болезни»), культурные рассуждения различались. В Соединенных Штатах конспирологические тропы были представлены как нападение на самостоятельно созданное процветание. В Польше они отражали обеспокоенность тем, что государство скрывает свои неудачи. В Ирландии дискурс основывался на страхах, связанных с постколониальными воспоминаниями о британском правлении и подозрении в иностранном влиянии. Чтобы получить поддержку, теории заговора должны были найти отклик в локальных историях. Чтобы противостоять теориям медицинского заговора, учреждения должны знать об этих историях и быть готовыми использовать их (а не только медицинские факты) в своих кампаниях. Объяснения или стратегии «один размер подходит всем» — не лучший способ противостоять теориям заговора.
Вот пример из моего исследования в Ирландии (E. Drążkiewicz Grodzicka J. Cult. Res. 25, 69–87; 2021). На протяжении десятилетий государство и церковь управляли «благотворительными» учреждениями, в которых «падшие женщины», забеременевшие вне брака, подвергались принудительному труду, незаконным усыновлениям, а иногда и неэтичным клиническим испытаниям. Эти прачечные Магдалины и подобные места представляют собой печально известные скандалы с социальным обеспечением. Они позволили легко поверить в слухи о том, что программы по предотвращению заболеваний, передающихся половым путем, с помощью вакцин против ВПЧ на самом деле причиняют вред.
Низкий уровень вакцинации против ВПЧ в Ирландии был вызван дефицитом не знаний, а доверия, поэтому решение заключалось не в развенчании конкретных слухов, а в повышении доверия к службам здравоохранения. В Ирландии была проведена кампания «Защитим наше будущее», в которой подчеркивалась важность достоверной информации, но ее конечной целью было убедить людей в том, что правительству нечего скрывать, а главной мотивацией врачей является их обязанность проявлять заботу. Уровень вакцинации вырос с 56% в 2016–2017 годах до 76% в 2019–2020 годах.
Другой контрпродуктивной тенденцией, на мой взгляд, является стремление создать профиль «тех людей», которые увлекаются теориями заговора, зацикливаясь на характеристиках, которые отличают их — особенно от исследователя. Эта инаковость отчасти является наследием области, которая часто предпочитала изучать людей, привлеченных, скажем, фантастическими историями о похищениях инопланетянами, а не более правдоподобными убеждениями, такими как коррупционные скандалы. Но большая часть этого фрейминга «мы против них» связана с мотивацией исследователей. Многие, в том числе и я, хотят защищать демократию и науку, поэтому легко определить тех, кто придерживается теорий заговора, как угрозу или врага. Но это отвлекает внимание исследователей от людей и их верований и останавливает их взгляды на системы, которые подталкивают людей к конспиративным кругам.
Я понимаю и разделяю опасения, что более чуткий подход сопряжен с риском. Меня обвиняли в том, что я освещаю взгляды, от которых лучше отмахнуться. Но важно изучить структуры, которые делают теории заговора привлекательными. Сосредоточение внимания на предполагаемых недостатках людей отвлекает внимание от социальных реалий — смещения, отчуждения, подавления — которые вызывают резонанс ложных теорий.
Природа 603, 765 (2022)
источник
Ещё по теме:
Как Трамп использовал верующих в QAnon
исследования,
теория,
заговор
30.03.2022, 1109 просмотров.