Get Flash Player
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Главная О НАС / ABOUT US Статьи Научный детектив - бактерию-паразита подозревают с связи с болезнью Альцгеймера

Научный детектив - бактерию-паразита подозревают с связи с болезнью Альцгеймера

Главой проекта считатеся Stephen Dominy  / Стивен Домини — психиатр, который в 1990-х годах был заинтригован идеей, что болезнь Альцгеймера может иметь инфекционную причину. В то время он лечил людей с ВИЧ в Калифорнийском университете в Сан-Франциско. У некоторых была связанная с ВИЧ деменция, которая исчезла после того, как они получили противовирусные препараты. Домини начал побочный проект по поиску P. gingivalis в тканях мозга пациентов умерших с болезнью Альцгеймера, и — после того, как его работа нашла подсказки — основал стартап-компанию с предпринимателем Кейси Линчем, который изучал болезнь Альцгеймера в качестве аспиранта. Новое исследование, опубликованное на днях в журнале Science Advances, было спонсировано созданным ими биотехнологическим стартапом Cortexyme Inc. (Южное Сан-Франциско, штат Калифорния).

Работая с лабораториями в Европе, США, Новой Зеландии и Австралии, группа Cortexyme подтвердила более ранние сообщения о том, что P. gingivalisмогут быть обнаружены в мозге умерших людей с болезнью Альцгеймера, и они обнаружили ДНК микроба в спинномозговой жидкости живых пациентов. В более чем 90% из более чем 50 образцов головного мозга Альцгеймера они также обнаружили токсические ферменты, вырабатываемые бактериями, называемыми гингипаин. Мозг с большим количеством gingipains имел более высокое количество белков, связанных с болезнью Альцгеймера, тау и убиквитина. Даже мозг примерно 50 умерших, по-видимому, пожилых людей без деменции, выбранных в качестве контролей, часто имел более низкие уровни как gingipains, так и белков, указывающих на патологию Альцгеймера. Это раннее появление важно, говорит Линч, потому что «вы ожидаете, что оно будет там до появления» симптомов.

Чтобы выяснить, являются ли бактерии причиной заболевания, группа исследователей мазали  десны здоровых мышей раствором содержащим бактерии P. gingivalis через день в течение 6 недель, чтобы вызвать инфекцию. Позже они обнаружили бактерии в мозге животных, а также умирающие нейроны и аномально высокие уровни β-амилоидного белка. В лабораторной практике используются вещества гингипаины, чья работа состоит в том, чтобы нарезать белки, повреждают регулярно встречающийся белок мозга тау, который в результате образует клубки у людей с болезнью Альцгеймера. Именно образование клубков вызывает повреждение мозга.

Когда мышам давали лекарственные средства, связывающего гингипаин, это выводило бактерий  P. gingivalis  из мозга лучше, чем обычный антибиотик, и  уменьшало выработку β-амилоида и, как следствие, останавливало нейродегенерацию. По словам Домини, нацеливание на gingipains, вероятно, работает путем отключения питательных веществ и других молекул, которые фермент поставляет бактериям. В первоначальных тестах на людях-добровольцах аналогичный препарат оказался безопасным и  показал признаки улучшения когнитивной функции  у девяти участников с болезнью Альцгеймера, сообщает компания. Более масштабное исследование планируется начать в этом году.

Хотя в документе упоминаются «доказательства причинно-следственной связи“, Домини делает еще один шаг и говорит, что эксперименты показывают, что “ P. gingivalis  вызывает болезнь Альцгеймера». Он и Линч отмечают, что исследование, опубликованное в  PLOS ONE  в октябре 2018 г. группой ученых из университета из Иллинойса в Чикаго также обнаружили, что оральная инфекция  P. gingivalis  может вызвать накопление амилоида и нейродегенерацию  в мозге мышей.

Исследование «Кортексим» является «крупнейшим на сегодняшний день» по обнаружению бактерий P. gingivalis  в мозге пациентов с болезнью Альцгеймера, и «оно явно очень всесторонне доступно», говорит невролог Джеймс Нобл из Колумбийского университета, который изучал связь между заболеванием пародонта и болезнью Альцгеймера. «Это странные идеи, но они, похоже, набирают обороты».

Однако даже те ученые, которые отстаивали ранее эту безрассудную идею, сегодня не уверены, что Porphyromonas  gingivalis, вид, использованный в новом исследовании, стоит за этим расстройством. «Я полностью согласен с мыслью, что этот микроб может быть способствующим фактором. Я гораздо менее убежден, что именно [это] вызывает болезнь Альцгеймера»,  — говорит нейробиолог Роберт Мойр из Массачусетской больницы общего профиля (MGH) при Гарвардском университете. Его работа предполагает наличие β-амилоидного белка, который образует бляшки в мозге при болезни Альцгеймера. Его образование связано с тем, что у пациентов всегда есть защитный ответ на микробных захватчиков, причем ответ этот всегда связан с образованием амилоидного белка. Скептицизм по поводу инфекционной природы заболевания, которая явлвется главным стержнем исследования Стивена Домини, возник когда и другие патогенные микроорганизмы были обнаружены в мозге людей с болезнью Альцгеймера, в том числе бактерии спирохеты, которые связаны с болезнью Лайма, и некоторые герпесвирусы.

В частности Moir и Rudolph Tanzi из MGH показали, что β-амилоид в мозге защищает мышей от  бактериальных  и  вирусных инфекций , задерживая захватчиков. Они предполагают, что слишком большая функция этого защитного ответа на патогенные микроорганизмы может вызвать накопление характерных амилоидных бляшек заболевания. Поэтому Мойр считает, что  P. gingivalis , вероятно, является одним из множества патогенов, которые способствуют накоплению β-амилоида и нейровоспалению. Но он скептически относится к тому, что бактерии или их токсин напрямую вызывают болезнь Альцгеймера. Это отчасти потому, что другие недавние исследования, в которых изучалась связь с заболеванием пародонта, не всегда обнаруживали его у людей с болезнью Альцгеймера.

Если результаты подтвердятся, означают ли они, что у каждого человека с заболеванием десен – а это почти 50% взрослого населения — разовьется болезнь Альцгеймера? Не обязательно. Если здоровые люди хотят оставаться в безопасности и потенциально снижать свой риск, полагает Нобл, «главный вывод, который у нас остается, — это чистить и пользоваться зубной нитью». Однако если прав Мойр, то источники поражения мозга гораздо разнообразнее, поэтому эффективне искать средства для эффективного удаления избытков белка из мозга, а для этого служит особый белок убиквинтин, обнаруженный Аароном Чехановером и Авраамом Гершко. В результатах исследования покзано, что мозг с большим количеством gingipains имел как более высокое количество белков, связанных с болезнью Альцгеймера, так и убиквинтина. Поэтому научный детектив пока далек от завершения. (см. также здесь об исследованиях белка при Альцгеймере,  популярный рассказ о более раннних исследованиях - здесь)

Во всяком случае представления о захвате человеческих тел паразитами слишком маргинальны, чтобы вызвать доверие широкого научного сообщества — поэтому Нобл и называет идеи Домини «старнными» (см. также «поразительные паразиты»)

Александр Самсонов, Ecolife

Аарон Чехановер и Аврам Гершко (Израиль), а также Ирвин Роуз из США назвали свою работу, посвященную вездесущему белку убиквитину «Поцелуй смерти, продлевающий жизнь». В 2004 г. за исследование роли убиквинтина в клеточной системе деградации белков в протеасомах ученые получили Нобелевскую премию по химии. Исследование помогло прояснить,каким образом живые организмы сохраняют свое существование, вовремя избавляясь от ненужного балласта. (Речь идет не о знакомом всем явлении, сопровождающем пищеварение, а о процессах, протекающих в живой клетке.)Благодаря этой работе ученые смогли наконец понять, как клетки организма управляют целым рядом процессов — делением, созданием иммунной защиты, выведением токсинов,восстановлением поврежденной ДНК. «Поцелуем смерти» отмечаются опасные белки, из-за которых у человека развиваются рак шейных позвонков, лейкемия, кистозный фиброз, другие заболевания. Ученые открыли химико-биологический механизм, который ликвидирует угрозу болезни в зародыше, уничтожая ставшие опасными белки.

Альгеймер

26.01.2019, 5998 просмотров.

26.06.2019 17:20:21

ЛИЦЕЮ "ФТШ" ПРИСВОЕНО ИМЯ ЖОРЕСА АЛФЕРОВА!

Последний звонок прозвучал 25 мая для учащихся трех 11-х классов Лицея «Физико-техническая школа», где заканчивают учебу около шестидесяти школьников. Этот день, как всегда в конце мая, был торжественным и радостным, полным надежд и волнений, связанным с близким началом взрослой жизни.

Алферов, выпускники, образование

30.04.2019 20:40:14

В «Сколково» появится Парк наук имени Жореcа Алферова

В Инновационном центре «Сколково» планируется открыть Парк наук и присвоить ему имя лауреата Нобелевской премии, академика Жореса Алферова.

Жорес Алферов, фонд, Сколково»

16.02.2018 11:01:00

Блокчейн для дистрибуции кино / TVZavr на Берлинале

Резидент «Сколково» представил на Берлинале новую технологическую платформу для киноиндустрии

технологии, киноиндустрия, платформа, Сколково

14.02.2018 08:19:00

Год Японии в России /Инновационное сотрудничество/Семинар в Сколково

В технопарке «Сколково» прошел семинар «Россия – Япония: коммерциализация технологических инноваций – перспективы сотрудничества», организованный Фондом «Сколково» и ROTOBO, Японской ассоциацией по торговле с Россией и новыми независимыми государствами. Представители «Сколково» и РВК обсудили с сотрудниками японских стартапов, инкубаторов и институтов развития особенности подхода к инновационному бизнесу и перспективы выхода российских стартапов на рынок Страны восходящего солнца.

Инновации, технологии, перспективы, сотрудничество, страны, Россия, семинар, Сколково

15.11.2017 00:06:37

Suvorov Prize - инновационная премия вручена в 7-ой раз / Швейцарско-российская премия имени Суворова

Конкурс изобретений «Эврика» теперь будет получать проекты российско-швейцарского сотрудничества.  В финал вышли пять проектов из России и Швейцарии из различных областей — это биотехнологии,медицинские технологии, и информационные технологии.

Suvorov Prize

02.11.2017 16:41:25

Разработка российских ученых по очистке воды от нефти запатентована в США

Екатеринбургская компания «НПО БиоМикроГели» (резидент «Сколково» и технопарка «Университетский») подтвердила авторство своих изобретений в Соединенных Штатах Америки. В этой стране завершена национальна фаза патентования нескольких технологий уральских ученых с применением биомикрогелей.

разработка

07.10.2017 00:14:10

Собирать или не собрать (данные)? Быть или не быть официальному интернет "просвечиванию".

Московский арбитражный суд не стал запрещать использование открытых персональных данных пользователей социальной сети «ВКонтакте» для оценки их кредитоспособности.

ВКонтакте