Главная О НАС / ABOUT US Статьи Где и почему "застревает" жара? Погода теряет изменчивость из-за глобального потепления.

Почему одни страны задыхаются от жары месяцами, другие — заливают дожди, третьи — страдают от долгой засухи? Все чаще люди замечают, что погода перестает меняться. Потеря биоразнообразия — не единственный результат человеческой деятельности. Теряет разнообразие и погода — так действует на нее глобальное потепление. Как показывает статистика эти явления далеко не безобидны для людей — они ведут к резкому увеличению смертности — каждый «лишний» градус жары летом будет повышать число умерших людей на пять процентов.

Один из исследователей изменений широтной циркуляции — Ганс Шнельгубер (Hans Schnellnhuber) из Института  климатологических исследований в Потсдаме (Германия) излагает суть дела таким образом: «Всю нашу планету охватывают гигантские потоки воздуха, которые мы называем „планетными волнами“. Когда такие волны «застревают», они, по сути, «замораживают“ погоду, в результате чего дожди превращаются в потопы, хорошая погода — в волны жары, а засухи — в мощнейшие пожары».

Происходящее обусловлено более быстрым потеплением в Арктике, где температура растет быстрее. Температура приповерхностного слоя в Арктике растет со скоростью в два-четыре раза быстрее, чем остальная часть земного шара – это явление известно, как арктическое усиление и обозначает AA (Arctic amplification).

Из-за таяния морского льда Северный Ледовитый океан поглощает больше солнечной радиации с весны до осени. К началу зимы, когда температура приземного воздуха падает ниже температур поверхности моря, это избыточное тепло выделяется в атмосферу. Дополнительное тепло «раздувает» нижнюю тропосферу над Северным Ледовитым океаном и близлежащими континентами. Тропосфера поднимается и нарушает характер циркуляции стратосферных потоков на юге. Наглядно это видно на изображении из статьи The influence of Arctic amplification on mid-latitude summer circulation D. Coumou, G. Di Capua, S. Vavrus, L. Wang & S. Wang:

В результате стабильность потоков в стратосфере нарушается – западный перенос, обусловленный вращением Земли, натыкаясь на препятствия, образует волновые структуры. В этом году в максимумы жары попали Испания, Сербия, Япония и Калифорния. Подобные явления остаются в памяти надолго — например выдающаяся жара случилась в России в 1972 году, когда в Подмосковье горели торфянники и на борьбу с огнем были развернуты армейские подразделения. Тогда еще было неизвестно, что эту ситуацию отличала высокой периодичность максимумов температуры, хотя наблюения впоследствии проявили эту картину – см. вверху страницы рисунок 1.4 из книги белорусского автора Владимира Логинова «Радиационные факторы и доказательная база современных изменений климата». В 2010 году мы вновь столкнулись с этим же явлением в среденй полосе России. Но долгое время это явление оставалось непонятным, о нем говорили как о блокировке циклона, не указывая, что является причиной такой блокировки. И вот наконец появилось последовательное исследование этого вопроса, которое можно найти в статье опубликованной недавно в журнале  Nature Communications.

Александр Самсонов, Ecolife

глобальное потеплени

23.08.2018, 1261 просмотр.

02.07.2020 15:38:55

Обнаружено более 100 штаммов коронавируса. Это ставит под вопрос создание вакцины.

Ученые и медики каждый день делают множество открытий по поводу коронавируса и пандемии. Многие из них не заслуживают внимания широкой общественности. Мы же, рассказываем о самых интересных. Тех, что касаются каждого из нас.

COVID19, исследования, ученые

29.06.2020 14:31:36

У коронавируса найдены черты поведения раковых клеток.

Ученые Калифорнийского университета в Сан-Франциско выяснили, что вирус SARS-CoV-2, который вызывает заболевание COVID-19, для заражения организма использует похожие на щупальца отростки, что позволяет инфекции быстро распространяться.

COVID19, клетки, вирус

28.06.2020 13:16:30

Использование УФ-излучения в помещениях может помочь остановить распространение коронавирусной инфекции

Преимущество дальнего ультрафиолетового света (с длиной волны 222 нм) в том, что он способен прицельно убивать многие вирусы, не повреждая при этом живые клетки организма. Эффективность дальнего УФ уже была продемонстрирована в борьбе с вирусом гриппа

использование, исследовали, ученые

26.06.2020 16:02:04

Обработка магнитным полем улучшает антикоагулянтные свойства препарата

Сотрудники Самарского национального исследовательского университета имени Сергея Королева обнаружили, что воздействие импульсного магнитного поля увеличивает эффект препарата пентоксифиллина, который рядом ученых рассматривается в качестве лекарства для предотвращения опасных осложнений коронавирусной инфекции, сообщила пресс-служба вуза.

обработка, обнаружили, ученые

23.06.2020 15:20:40

Фамотидин +ксарелто = ИВЛ не нужен!

В Киришской районной больнице в отделении интенсивной терапии 100 коек. Их занимают тяжелые и средне-тяжелые пациенты с вирусной пневмонией. Болезнь развивается непредсказуемо, и ежедневно 5-6 из них становятся претендентами на перевод в реанимацию. Однако за последнюю неделю на ИВЛ не перевели ни одного человека.

ИВЛ, обнаружили, улучшение

21.06.2020 01:50:16

Как заблокировать распространение SARS-CoV-2 без вакцины и лекарств

Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего представили весьма элегантный способ борьбы с коронавирусной инфекцией. Вместо прямой атаки на патоген ученые разработали наноспонжи для обмана SARS-CoV-2. Вирус распознает наноспонжи как клетку и соединяется с ними.

COVID19, исследования, ученые