Главная О НАС / ABOUT US Статьи Бактерии в цехах по сборке космических аппаратов научились питаться чистящими средствами

Бактерии, обнаруженные в чистых помещениях, где собирают космические аппараты, выживают там даже при недостатке питательных веществ, сообщается в Astrobiology. Американские ученые провели модельный эксперимент с микроорганизмами, собранными в помещениях, где собирали беспилотники, работавшие на Марсе, и обнаружили, что бактерии способны питаться спиртами и чистящими средствами, которые используют для обработки сборочных помещений.

Для исследования внеземной жизни критически важно, чтобы на борту космических аппаратов не было биологических загрязнений. Поэтому NASA предъявляет жесткие требования к чистоте во время сборки, тестирования и работы аппаратов. В том числе, поверхности в помещениях, где собирают космические аппараты моют этиловым и изопропиловым спиртом, а полы — чистящим средством Kleenol 30, в состав которого входит щелочь и производное этиленгликоля. Тем не менее, даже на чистых поверхностях остается небольшое количество микроорганизмов, в том числе бактерии из рода Acinetobacter. Эти бактерии обитают в почве; некоторые из них известны как серьезный источник больничных инфекций. Один из видов, Acinetobacter radioresistens, устойчив к радиации.

Непатогенные бактерии Acinetobacter были обнаружены на поверхности аппарата «Марс Одиссей» перед его запуском; на полу помещений, где собирали посадочный модуль «Феникс», исследовавший Марс в 2008 году; на поверхностях внутри МКС и в питьевой воде на станции. При этом, например, во время сборки «Марс Одиссей» количество Acinetobacter увеличилось в 10 раз, несмотря на регулярное мытье помещений, где собирали космический аппарат.
Микробиологи из Политехнического университета штата Калифорния в Помоне под руководством Ракеша Могула (Rakesh Mogul) предположили, что микроорганизмы, выживающие в помещениях для сборки космических аппаратов, по-видимому, приспособились переносить чистящие средства и низкую влажность. Чтобы подтвердить свою гипотезу, ученые провели модельные эксперименты и посмотрели, как растут Acinetobacter в условиях чистых комнат.

Исследователи выращивали культуры шести видов бактерий, собранных с поверхности аппарата «Марс Одиссей» и в помещениях, где собирали модуль «Феникс». Ученые максимально имитировали условия недостатка пищи: микроорганизмы выращивали на минимальной среде, снабжая их необходимыми для роста соединениями азота, фосфора и железа, а в качестве источника углерода использовали только чистящие средства — этиловый или изопропиловый спирт, а также Kleenol 30. Часть бактерий выращивали на этаноле, у которого часть стабильных атомов углерода заменили на радиоактивный изотоп (13C). Продукты обмена веществ Acinetobacter анализировали с помощью хромато-масс-спектрометрии, позволяющей увидеть очень малые количества органических веществ в смеси.

Оказалось, что все микроорганизмы, кроме одного, успешно расщепляли этанол и изопропанол. В смеси метаболитов ученые обнаружили, в том числе, аминокислоты, жирные кислоты и углеводы, которые бактерии, очевидно, синтезировали из углерода, полученного из спиртов. К Kleenol 30 бактерии приспособились менее успешно, но все же расщепляли его до этиленгликоля.
Кроме того, исследователи проверили, как культуры, выросшие при недостатке пищи переносят окислительный стресс, который возникает в условиях низкой влажности, характерной для сборочных помещений. Оказалось, что Acinetobacter, которые голодали, хуже выдерживали стресс, чем микроорганизмы, которые росли в обычных условиях. Их количество уменьшалось примерно в 10 раз. Тем не менее, часть микроорганизмов выживала. Авторы работы предлагают использовать для уничтожения микроорганизмов разные чистящие средства или периодически их менять.

Ранее исследователи изучали воздействие антибиотиков на кишечную палочку Escherichia coli в условиях невесомости. С МКС запустили микроспутник с растворами бактериальной культуры и антибиотиками разной концентрации. О результатах миссии пока не сообщалось.

Екатерина Русакова

Фото: Работы по сборке марсохода Opportunity в одной из чистых комнат Космического центра имени Кеннеди. NASA

Источник: nplus1.ru

бактериикосмос

11.06.2018, 1560 просмотров.

29.05.2020 00:49:08

Клеточная культура из костного мозга способна вылечить лёгкие и подавить цитокиновый шторм

Стволовые клетки отрегулируют реакцию иммунной системы, не позволив ей уничтожить легочную ткань

мозг, наука, пандемия, COVID19

27.05.2020 00:50:32

Гидроксихлорохин против Covid-19: ВОЗ против

Гидроксихлорохин против Covid-19: ВОЗ приостановила испытания лекарства Трампа

здравоохранение, пандемия, COVID19, ВОЗ

16.05.2020 20:57:49

Новые старые лекарства от COVID-19/Мефлохин, интерфероные инъекции - что ещё мы забыли вспомнить?

Впервые появившись на публике в ТАСС в качестве руководителя Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), Вероника Скворцова рассказала, что лекарство «Мефлохин», используемое для профилактики или лечения малярии, полностью подавляет действие коронавируса SARS CoV2 через 48 часов в очень маленькой дозе.

вирус, COVID19, аллопуринол, Мефлохин

13.05.2020 17:49:08

К чему может привести злоупотребление антисептиками

Спиртосодержащие антисептики, которые рекомендуют использовать во время пандемии коронавируса, могут привести к серьезным проблемам с кожей.

антисептики, Воспаление, использование

30.04.2020 15:14:27

Найдено вещество, позволяющее предотвратить заражение короновирусом

Группа ученых из Ягеллонского университета в Кракове считает, что они нашли инструмент, который значительно замедляет заражение коронавирусом SARS-CoV-2.

изобретение, обнаружили, вирус

29.04.2020 17:30:01

Ударная волна / Короновирус сопровождается закупоркой сосудов и инсультами

Врачи бьют тревогу по поводу пациентов в возрасте от 30 до 40 лет. Некоторые даже не знают, что они заражены.

короновирус, COVID19, инсульт, ученые