Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player  
Всё об экологии ищите здесь:
Loading
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама


Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная О НАС / ABOUT US Статьи Транспорт Москвы - конфликт или компромисс? / Обсуждение экологической стратегии Москвы 2030

Транспорт Москвы - конфликт или компромисс? / Обсуждение экологической стратегии Москвы 2030

Выступление Максима Кадакова / главный редактор журнала «За рулем»)

Комментарий Антона Кульбачевского / руководитель департамента природопользования Москвы

Комментарий Ecolife


Добрый день, уважаемые друзья! Благодарю вас за возможность выступить в столь уважаемом собрании. Я попытаюсь осветить то, как видят автотранспортную обстановку в городе журналисты, связанные с автомобилем, и наши читатели. Читатели журнала «за рулем» — это автомобилисты, которые составляют одно из самых масштабных московских сообществ, может быть, не связанных все вместе, но тем не менее, живущих как один единый организм, откликающийся на одни и те же сигналы.

Если попытаться ответить на два главных вопроса, то получится следующее:

Ведется ли в городе работа по улучшению экологической обстановки, в частности, связанной с автотранспортом? Да, безусловно, ведется, это заметно, и многие выступающие здесь об этом говорили.

Второй вопрос: достаточно ли того, что делается при нынешних условиях развития города? Нет. Поскольку пресса – это четвертая власть, и наша задача – указывать на недостатки, я просто пробегусь по некоторым вещам, которые буквально по дороге набросал для себя. Несколько примеров, по которым станет многое понятно, как люди смотрят на то, что делается в городе.

Простой пример: у нас есть сотрудник, который живет в Матвеевском. Он ездит на работу то на машине, то на общественном транспорте. Автобус можно ждать до 40 минут. Он написал в Мосгортранс 22 обращения. Без ответа. Поскольку у нас верят только в гарант конституции, он написал обращение Президенту страны. «Уважаемый Владимир Владимирович! Вы нам предлагаете двигаться вперед, но в нескольких километрах от Москвы, чтобы добраться до метро, люди ждут автобус по 40 минут». После этого автобусы стали ходить как часы. Значит, это можно сделать. Получается, что мы не дорабатываем там, где, по идее, можно дорабатывать.

Организация движения, замена маршруток автобусами. Там, где я живу, — в Филях – проблем нет. У меня все ходит четко и хорошо. Но я знаю, опять же, по своим друзьям, сотрудникам, родственникам, и вы, наверное, знаете, что во многих спальных районах люди сейчас пропускают несколько автобусов, потому что не могут туда сесть. Потому что они полные идут. То же самое с метро сейчас происходит.

К чему я это говорю?

Москва – крупный мегаполис. Мы не можем обойтись без автомобиля!

И если город всеми правдами и неправдами – и наверное, это правильно – пытается сделать так, чтобы автомобилисты все-таки пересели на общественный транспорт, значит, общественный транспорт должен ходить, во-первых, как часы. Во-вторых, должен быть экологически чистым. Это без сомнений. Или, например, те же выделенные автобусные маршруты. Они работают, да, это первый опыт, может быть, где-то  удачный, где-то  нет. Но в то время, когда мы с вами здесь заседаем, у нас на Садовом кольце – пробка от Смоленской площади… Вот мне мои коллеги пишут, потому что я сказал, что я на заседании. От Смоленской площади до Долгоруковской, где автобус пересекает Садовое кольцо. Два километра или даже больше. Сколько автотранспорта стоит в этой бесконечной пробке и ради чего? Ради того, чтобы проехал один автобус, где сидит 10 бабушек, потому что сейчас рабочий день, а те кто работает — не ездит в автобусах в это время суток.

Получается, что каждое утро под психологический удар попадают самая активная, самая платежеспособная часть населения, активные люди, которые приезжают в город работать. Либо мы должны их обеспечить нормальным проездом на своем транспорте, либо — нормальным проездом на общественном транспорте. Но оставлять так как есть – нельзя!

В другую сторону немножко уйдем – коммунальное хозяйство.

Вот у нас все дорожные коммунальные машины оснастили Глонасами. А у водителей машин дорожной службы появилась новая работа – глонасить. Раньше было так — Глонас у них работает, но щетки у трактора подняты, и по крайней мере не стираются в пыль и с дороги пыль не поднимают. Традиционно жители наблюдают на улицах Москвы плохо работающую уборочную технику ЖКХ, работающую на холостом ходу (с поднятыми подметальными щетками). В YouTube можно увидеть – как это задумано — https://youtu.be/-oHe3V-cZx4, и как работает на самом деле — https://youtu.be/RjbsCwiw3fw. Но сейчас их начали оснащать датчиками положения щеток, значит, они теперь с опущенной щеткой так же глонасят по три трактора друг за другом., а в конце концов – щетки истираются и это приводит к тому же – вновь «глонасят» – см. https://youtu.be/V6F2dFNzYYw.

Организация дорожного движения – это тоже отдельная история. Я могу здесь очень много приводить примеров. Конечно, когда нам говорят, что платные парковки решают проблему, на самом деле они решают только часть проблем, но создают новые, возможно – более серьезные.

Во-первых, мы начинаем делить людей на богатых и бедных. Это крайне плохо. Напряженность растет среди людей, и это не плюс городу и городским властям. Когда нам говорят, что можно сделать платный въезд в центр города, то приводят в пример Лондон, — Лондон нам в этом смысле все-таки не пример. В Лондоне огромный частный сектор или получастный, с таунхаусами, поэтому там достаточно парковок. И если вы въезжаете в центральную зону в Лондоне, то вам есть где припарковаться … Я специально, когда в последний раз был в Лондоне — буквально 1,5 недели назад, зная, что я здесь буду выступать, специально посмотрел на эти вещи.

В Лондоне машин много, но тем не менее, движение есть, машины едут. Это только отчасти вопрос транспортных развязок, транспортных узлов. А в остальной части – дело в организации, а не запретах. Запреты всегда работают плохо, на мой взгляд.

Я могу много таких примеров приводить, но, наверное, одна из самых больших проблем – это катастрофическое строительство по периметру Москву, которое сейчас происходит. Вы прекрасно все это знаете. Люди на 99% покупают только те 99%, у кого есть автотранспорт. И все они ездят на нем. Если мы этот процесс не урегулируем, очень скоро город будет ввергнут просто в коллапс. Потому что никто не хочет ездить на общественном транспорте – из этих людей, покупающих квартиры.

Подытоживая, обо всех этих проблемах мы писали за последние полгода-год. О парковках для инвалидов. О том, что надо где-то  припарковаться у детских больниц, учреждений, парков и зон отдыха наконец! Мы писали и об электромобиле, об электромобильном транспорте и т.д. Об организации дорожного движения. К сожалению, московские власти к тому, что пишет центральная пресса, во всяком случае, журнал «За рулем», проявляет мало интереса.

Мне кажется, тут должен быть двусторонний диалог, потому что мы видим реакцию со всех сторон, начиная от Министерства обороны, если мы пишем про военную машину, до Ростеха, если мы пишем о каких-то специфических системах. Многие вещи журналисты видят в другом свете и могут подсказать – как исправить. Опыт работы с разными организациями, опыт международный, на самом деле есть, опыт огромный.

Мне кажется в природоохранительной сфере нужно больше работать на результат, а не на отчетность. Я уверен, что так и происходит. Тем не менее, нужно это держать в головах – раз. У нас очень часто не хватает 5% средств, времени, профессионализма, чтобы сделать огромную работу так, чтобы она сияла на 100%.

Еще пример – ввели наконец малое центральное железнодорожное кольцо ЦКАД – честь и хвала, 95% работы сделано на отлично. Но дело портят мелочи – оказалось, что половина пешеходных переходов неудобна. Нет указателей, люди кругами обходят, идут от перехода по 500 м. Где-то удобно, а где-то  – крайне неудобно. Значит, не хватило или денег, или времени подумать и сделать, и т.д.

И я думаю, что департаменту нужно больше выделять времени и сил для того, чтобы доводить до людей разными способами, в том числе, через прессу, то, что сделано.

Те положительные примеры. Многие люди даже не знают о некоторых положительных примерах в работе департамента. Они, безусловно, есть. Я надеюсь, что наш город будет и дальше хорошеть и процветать. Кстати говоря, нужно брать опыт у Питера, который уже второй год подряд минимизирует использование химических реагентов. Главный бич московской зимы – это химический реагент. Если Петербург, где ничуть не меньше перепадов через 0, чем в Москве, использует по минимуму соли, а вместо этого применяет сухую корку, почему это нельзя делать в Москве? Страдают люди, страдают животные домашние, дикие животные и автотранспорт.

Спасибо большое! Надеюсь, что наша Москва станет чище в ближайшие годы.

Комментарий Антона Кульбачевского: Спасибо, Максим Александрович, вы – сведущий эксперт в транспортной сфере. Ваше мнение для нас очень важно. Вы практически обо всем правильно сказали. По поводу Санкт-Петербурга — там все-таки применяются реагенты, в том числе, и соли, но не важно. Важно, что снег из внешней среды в Москве попадает в городскую канализацию. Снижение этого потока, я считаю, наша главная заслуга, как экологического ведомства.

Антон Кульбачевский сообщил также о том, что власти Москвы примутЭкологическую стратегию города до 2030 года уже в марте. По его словам, главные целевые ориентиры экологическойполитики Москвы — содействие внедрению «умных» экологичных технологий, приближение к жителям зеленых и синих (водных)территорий, внедрение «зеленого» образа жизни с использованием большого количества способов переработки отходов, технологий, направленных на энергосбережение и сохранение водных ресурсов, продвижение велотранспорта,электромобилей, развитие общественного и железнодорожного транспорта.Также ожидается сокращение объемов захоронения малоопасныхотходов и появление 5 тысяч деревьев в московских дворах уже этой весной.
По данным Кульбачевского, снижается содержание в воздухенаиболее проблемных для Москвы и экологически значимыхзагрязнителей — взвешенных частиц и диоксида азота.

Комментарий Ecolife:

В данном выступлении проявляется вся сложность городских проблем. И при этом, муниципалитет, главная задача которого по определению – обслуживать жителей, делает это, но не спрашивает жителей города, хотят они этого или нет. И понятно почему – чтобы не утонуть в бесконечном обсуждении.

Однако проблемы, касающиеся интересов большого числа людей ну удается решить без того чтобы возникли те или иные конфликты. И для решения таких проблем, которые волнуют нас именно сейчас, хотя возникают практически постоянно в истории человечества, это самое человечество придумало весьма тонкие процедуры принятия решений, в том числе создало математические процедуры поиска наиболее приемлемых компромиссов. И то, что рассказал в своем взволнованном выступлении главный редактор журнала «За рулем» — это как раз изложение характерных конфликтов по которым в течение долгого времени не находятся приемлемые компромиссы, что ведет, как справедливо отмечено, к росту напряженности, которая не может не волновать власти, когда дан старт перевыборной компании мэра, даже если до выборов еще 1,5 года.

Надо отметить, что выступление не могло раскрыть всех назревших проблем, в частности очень мало, почти не коснулось проблемы пробок в городе, которые портят жизнь буквально всех горожан –  автомобилисты тратит в них не только время, но и здоровье, вдыхая выбросы от автомобилей собратьев, а дышат выбросами не только автомобилисты, но и весь город. Однако очень справедливо отмечено то, что важны не только развязки (на них Москва осваивает огромные средства транспортного департамента), но столь же важна и организация движения, а вот в этом вопросе власти явно не преуспели.  И это видно не только в «хороводах», которые устраивают на дорогах (особенно — на МКАД) «глонасящая» дорожная техника, но и в парных и тройных «забегах» автобусов и троллейбусов на маршрутах, и в «недодумках» на ЦКАДе, но особенно в том, что не оптимизируются такие возможности управления как использование реверсивных полос, временных знаков, ручной регулировки и других приемов. Ограждения при ремонте дорог – как всегда неожиданны и смертельно опасны в левом ряду.  Аварии развозят на дорогах по полдня, что отнюдь не помогает свободе передвижения.

Наконец о платных парковках. Почему бесплатной парковкой можно пользоваться только в воскресенье, если во всей Европе, с которой берут пример наши законодатели, да и в Америке, бесплатная парковка начинается в пятницу вечером, а заканчивается в понедельник – в 5 утра, но не в 00 часов? Логики нет, остается только предположить, что ответ на этот вопрос – просто запасной «козырь в рукаве» властей – и они поспешат его решить накануне перевыборов.

Однако карточная игра – азартна и затягивает, поэтому предупреждение о транспортном коллапсе, которое содержится в речи главного редактора уважаемого автолюбителями журнала – не пустой звук, а вполне реальный «сигнал» наверх. Пора всерьез браться за модели оптимизации транспорта – ведь «цифровая революция» уже пришла, и она не будет никого ждать, а тот кто этого не понимает – просто будет препятствием на пути этого мощного потока и вряд ли участь такого препятствия будет завидной…

Обсуждение конфликтов и компромиссов очень большая тема, касающаяся распределения того общественного блага, которое является сутью взаимоотношений властей и горожан в мегаполисе. Иногда кажется, что экология — это главный источник общественного блага — чистого воздуха и воды, тех самых экологических услуг, без которых нормальная жизнь невозможна. Однако в городе в понятие окружающая среда входит буквально все — от дорог до домов, включая газоны и изгороди между ними —  ведь это целиком дело рук человеческих. Поэтому мегаполису просто необходим институт решения конфликтов и поиска компромиссов, и совершенно неочевидно, что таким институтом, является суд — ведь судьям не под силу оптимизировать движение в городе. Однако повлиять на этот процесс могут и судебные решения.

Есть еще целый ряд вопросов, по которым экологическое благо находится под большим вопросам. Приведем некоторые примеры:

Самый известный вопрос — это раздельный сбор мусора, поскольку решение, принятое по этому вопросу властями, очень спорно — см. Раздельный сбор – процесс пошел, но не туда…. /Еще раз о раздельном сборе — комментарии Ecolife .

Энергетическая стратегия Москвы — это тоже вопрос общественного блага, содержащего в себе массу проблемных тем, и несмотря на замечательные перспективы (см. Новая энергетика для Новой Москвы?), здесь вопросов — больше чем ответов.

Еще один конфликт, набирающий силу — это высадка в Москве «готовых» — высоких деревьев, заказанных в Германии за большие деньги.

Еще по теме:

Пробки можно победить!

Автомобилям плестись — официальная позиция Московских властей? / 40 км/час как проект ограничения скорости

Экологическую стратегию Москвы до 2030 года утвердят в марте


экологическая стратегия 2030 

14.03.2017, 1335 просмотров.


Нравится

SKOLKOVO
15.11.2017 00:06:37

Suvorov Prize - инновационная премия вручена в 7-ой раз / Швейцарско-российская премия имени Суворова

Конкурс изобретений «Эврика» теперь будет получать проекты российско-швейцарского сотрудничества.  В финал вышли пять проектов из России и Швейцарии из различных областей — это биотехнологии,медицинские технологии, и информационные технологии.

Suvorov Prize

02.11.2017 16:41:25

Разработка российских ученых по очистке воды от нефти запатентована в США

Екатеринбургская компания «НПО БиоМикроГели» (резидент «Сколково» и технопарка «Университетский») подтвердила авторство своих изобретений в Соединенных Штатах Америки. В этой стране завершена национальна фаза патентования нескольких технологий уральских ученых с применением биомикрогелей.

разработка

07.10.2017 00:14:10

Собирать или не собрать (данные)? Быть или не быть официальному интернет "просвечиванию".

Московский арбитражный суд не стал запрещать использование открытых персональных данных пользователей социальной сети «ВКонтакте» для оценки их кредитоспособности.

ВКонтакте

06.10.2017 12:36:20

УМНИК создал материал, способный резко повысить скорость зарядки литий-ионных аккумуляторов

Химики из Московского университета им. М.В. Ломоносова разработали способ синтеза катодного материала, который способен обеспечить безопасную работу в режиме быстрого заряда (30-60 секунд заряд аккумулятора до 75%) и разряда с выдачей высокой мощности и плотности тока. Это может быть востребовано во множестве направлений инновационной промышленности, включая робототехнику, БПЛА и даже электромобили. В 2015 году проект был признан лучшим в конкурсе по программе «УМНИК» Фонда содействия инновациям и его  автор получил на развитие грант в размере 400 тыс. рублей.

УМНИК

19.11.2016 00:16:00

Создан образец модульной системы хранения электроэнергии / "Watts" from Skolkovo

Компания Watts Battery (ООО «Уаттс Бэтэри», резидент кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково») создала первый, готовый к продажам промышленный образец модульной системы для накопления электрической энергии WATTS. Он будет представлен на международном форуме для стартапов и инвесторов SLUSH, который пройдет в Хельсинки с 30 ноября по 1 декабря 2016 года. Обсуждаем «тактико-технические» характеристики модуля:

накопитель, WATT

13.10.2016 10:11:24

Аудит Фонда Сколково - объем зарплат в два раза превысил сумму грантов / Счетная Палата РФ

Бюллетень Счетной Палаты РФ №  9 за 2016 год сообщает результаты проверки Фонда Сколково. В структуре расходов Фонда в 2013‐2015 годах расходы на оплату труда составили более 8,9 млрд рублей, что составляет 13,7% от общей суммы расходов, произведенных за счет федерального бюджета. При этом объем средств, израсходованных на оплату труда, почти в 2 раза превысил сумму средств, направленных на грантовую поддержку исследовательской деятельности участников проекта, Средняя зарплата менеджеров Фонда в в 13,8 раза превышала аналогичный показатель в целом по экономике Российской Федерации.

Аудит Сколково

21.09.2016 22:49:36

Конференция IASP 2016 открылась в Москве

20 сентября в Москве состоялась церемония открытия 33-й Всемирной конференции Международной ассоциации технопарков и зон инновационного развития (IASP). Конференция собрала более 1700 участников из 70 стран мира и стала самой представительной по количеству гостей за всю историю проведения.

IASP 2016

RSS
Архив "SKOLKOVO UNIT"
Подписка на RSS
Реклама: