Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player  
Всё об экологии ищите здесь:
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама

На многих устройствах, обладающих операционной системой Андроид, пользователи стараются устанавливать в первую очередь игры с кешем.

Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная О НАС / ABOUT US Статьи Пробки можно победить!

Пробки можно победить!

Пробки можно победить!

А.Л. Самсонов

главный редактор журнала «Экология и жизнь»

Разброс мнений

 

Автомобильные пробки в Москве стали притчей во языцех. С ними борются уже не первый десяток лет, но транспортный коллапс не прекращается. По инициативе мэра Москвы С. С. Собянина в конце 2010 г. был разработан план первоочередных мер по борьбе с пробками. Прошел год, но ощутимых результатов в этом направлении пока не достигнуто. Возможно ли вообще решение транспортной проблемы при нынешних подходах, или нужно искать.иные, более современные, научно обоснованные решения?

Если говорить о Москве, то мнения таковы.

  • Во всем виновата транспортная структура, исчерпавшая свою емкость — в условиях точеч­ной застройки города забыли о таком важнейшем показателе, как соотношение площади застройки и площади дорог. Площадь дорог достигает 30% в мегаполисах, где нет проблем с дорожным дви­жением — например в Мельбурне, и не превыша­ет 12% в Москве.
  • Ресурс расширения дорожной сети в Москве практически исчерпан, полагают одни специали­сты, тогда как другие полагают, что радиально-кольцевая структура города имеет большой запас по строительству новых дорог — из-за того что два разных радиуса всегда расходятся, и расстояние между ними растет по мере удаления от центра, что и должно создавать возможности для транс­портной сети.
  • Движению мешает плохая организация — например, введение выделенных полос движения может привести к ухудшению положения на дорогах.

 

  • Нужны электромобили как экологически чистый транспорт, не создающий выбросов.
  • Москве нужны велодорожки и велопарков-ки, чтобы горожане имели возможность добрать­ся до работы «альтернативным» путем.

Все эти мнения отражают грани проблемы про­бок и все содержат часть истины. Только вместе они могут дать реальную картину происходящего, тогда как поиски решения только в одном направ­лении не дают желаемого результата. Почему?

Давайте по порядку. Транспортная структура города устарела, и ее надо срочно наращивать. Это верно, но только с одной стороны. Тогда как с другой видны как минимум три проблемы. Пер­вая состоит в том очевидном факте, что чем боль­ше будет сегодня объем строительных работ, тем тяжелее будет передвигаться по улицам города. Вторая содержит сомнение в том, что принимае­мые решения по строительству будут хорошо про­думаны — примером тому служит третье транс­портное кольцо Москвы, которое при всей красо­те замысла имеет столь существенные недочеты при организации съездов и заездов, что практиче­ски всегда в часы пик служит вместилищем ги­гантских пробок. И, наконец, третье сомнение Оно состоит в том, как именно будут организова­ны график и объем дорожных работ, насколько они будут отвечать ритмичности жизни в Москве и будет ли доступна информация о дорогах, кото

рые перерыты и перекрыты в данный момент, чтобы вовремя искать маршруты объезда.

Таким образом, уже из первого пункта видно, что необходимо не только вписать строительство в геометрию конкретных районов, но и вписать вре­менной цикл строительства в ритм жизни огром­ного города. Надо сказать, что проблема, как вписаться в этот ритм, для строителей до недавне­го времени практически не стояла — можно вспомнить, как часто ремонт проводится на по­лосе движения, следующей в область именно в субботу, когда горожане всеми силами стремятся выехать из города, чтобы глотнуть свежего воздуха (о воздухе еще поговорим отдельно). Припомним также работу по укладке асфальта (во время моро­зов, в дождь и снег, когда не только наиболее сложны условия дорожного движения, но и сама работа очевидно бесполезна — технология уклад­ки асфальта все равно будет нарушена, и на сле­дующий год все повторится снова). Так для тех, кто на дороге, не только созданы помехи для езды, когда условия и так плохи, но и время отобрано, и не только сегодня, а с гарантией «на потом», по­скольку короток срок жизни некачественно уло­женного асфальта. Есть ли здесь основания с ува­жением относится к работе строителей?

В построенных давно и совсем недавно районах Москвы видны однотипные ошибки, свидетель­ствующие о том, что, как правило, строители вы­бирают вариант, который проще для них, но не для транспорта. Заодно можно напомнить и о ши­рине улиц новых районов. Например, в районе Кожухово ширина улиц не стала больше, чем в центре, несмотря на то что стройка шла в чистом поле. В результате проблемы с парковкой те же, что и в центре города. В новых районах, удален­ных от центра города, самый первый вопрос — как быстро можно добраться до центра или, по край­ней мере, выбраться в более обжитой район. И он часто остается без ответа, так же как и второй — где парковаться? Именно поэтому при постройке так называемого экологического жилья в Подмо­сковье дороги имеют еще большее значение — ведь все природные прелести меркнут, когда не­обходимо отстоять пробку, чтобы доехать до рабо­ты в Москве или на обратном пути — на природу.

Есть здесь повод поговорить и о том, как часто дорожные ремонтники не могут правильно «уга­дать» полосу и место для ремонта, предпочитая проводить работы в выходные дни (с очевидным умножением своих зарплат вдвое). И обратить внимание на инициативу московских депутатов, которые практически провели закон Москвы о том, что любой ремонт дорог будет проводиться ночью. Следовательно, заведомо ремонт дорог будет дорог. Однако будут ли принятые меры эф­фективны — это еще вопрос!

Если же мы задумается, в чем состоит главная проблема дорожных пробок, то неизбежно при­дем к простому выводу: чтобы бороться с пробка­ми, надо иметь достоверную информацию об этом явлении городской жизни.

С чем мы боремся?

Давайте ответим на такой вопрос — в случае с пробками мы имеем дело с природной стихией или с общественным феноменом? Ответ очевиден: пробка общественное явление, которое, однако, может быть усугублено природными факторами — жарой, холодом, снегом или дождем. Заметим: все общественные дисциплины имеют огромный порок — неконкретность, и потому социометрии сегодня придается огромное значение. Для того чтобы «бороться» с явлением общественной при­роды, прежде всего надо научиться его измерять.

Первый и самый главный вопрос в любой борь­бе — это описание противника. Однако в случае с пробками можно утверждать, что мы не только не видим противника в лицо, но видим лишь его тень, сам он от нас ускользает… Дело в том, что та картинка из «Яндекса», которую могут видеть жи­тели Москвы и Санкт-Петербурга, — это вовсе не подробное описание пробок, а лишь отдаленное «ощущение», что где-то  в таком-то месте возникло сгущение. Реальной же информацией о движении в конкретной точке и даже на той или иной маги­страли города нет, есть опосредованный, косвен­ный показатель для обеих российских столиц, тогда как для множества других российских горо­дов, не менее страдающих от пробок, нет даже этого плохонького показателя. Но даже когда у нас есть «Яндекс-карта» пробок, нанесенная на про­странственную схему горда, мы не видим ее в ре­альном времени, а вынуждены ориентироваться по сведениям, отстающим от реальности минут на 20-30, если не на час-полтора. Остается лишь упо­вать на то, что быстро у нас ничего не делается, тем более если речь идет о ликвидации заторов.

Поэтому первое и наиболее важное практиче­ское предложение в борьбе с пробками — увидеть саму пробку, а не ее тень! При этом важен не один лишь общий уровень пробок в городе — 7 баллов или 9, хотя и это важный показатель.

Будем исходить из того, что у «пробковой» ин­формации есть не только частный потребитель, но и заинтересованный «заказчик» в виде город­ских структур, ведающих организацией движения и способных влиять на проходимость конкретных магистралей регулированием дорожного движе­ния ( «вручную» или через изменение параметров интервала переключения светофоров), управле­нием городским общественным транспортом на улицах города (меняя число автобусов, троллей­бусов и схему транспортных маршрутов), регули­рованием работы вспомогательного дорожного транспорта (снегоуборочной и поливочной тех­ники и др.). Кроме того, хотелось бы придать ор­ганизаторам дорожного движения возможности оказывать влияние на план-график строительно-монтажных работ, их сворачивание в случае не­обходимости исходя из дорожно-транспортной ситуации. И наконец, не останавливая полета мечты, хотелось бы, чтобы эта столь же могучая, сколь и воображаемая организация дорожного

движения сама оказывала воздействие на положе­ние на дорогах, используя описанные выше ин­струменты, и давала это сделать водителям, ин­формируя их через системы подобные «Яндекс-пробкам», но с гораздо большим приближением к реальности, прежде всего по времени, и несо­мненно с большим разрешением по пространству Тогда и антипробочные мониторы появятся в каждом автомобиле.

Увидеть пробку «в лицо»

Когда цель поставлена, средства для ее достиже­ния, как правило, найдутся. Но не откладывая этот процесс в долгий ящик, давайте назовем «здесь и сейчас» некоторые основные способы увидеть пробки «в лицо».

Здесь есть три основных направления.

  1. Увидеть картину «в целом», например, с по­мощью фотографирования дорог с помощью си­стемы аэростатов или из космоса, и проанализи­ровать полученную картинку — ее временную динамику и привязку к плану дорог.
  2. Получить на дорогах косвенную информа­цию о плотности и скорости потока машин в дан­ной точке. Для этого можно прямо на дороге за­мерять косвенные параметры, связанные с характеристиками автомобильного потока — поток от­ходящих газов (можно оценить с помощью измерителей концентрации), поток тепла (каж­дый двигатель — источник теплового излучения на длине волны разогретого двигателя — около 80–90 градусов), шумовой поток на частотах ра­ботающих двигателей, наконец, напрямую изме­рять весовую нагрузку на дорожное полотно или с помощью микрофонов улавливать пульс живого человека — ведь в каждом автомобиле должен быть водитель.
  3. Собрать картинку из частей, полученных прямым «опросом» всех участников дорожного движения. Для этого можно каждое транспортное средство на улицах города обязать иметь RFID-метку, которая бы автоматически отвечала на во­прос о положении и скорости. Такие метки могут иметь небольшую стоимость — ведь билеты в метро снабжены аналогичными метками, и быть столь же анонимными как билеты в метро.   В принципе, аналогичного результата можно добиться и дооборудованием автомоби­лей — например, каждый автомобиль может «сда­вать» в общую копилку сигнал от своего приемни­ка (во всех приемниках есть генератор — гетеро­дин, дающий сигнал промежуточной частоты 465 или 455 кГц в радиоприемниках средних и длин­ных волн, а в бытовых ультракоротковолновых — 6,5 или 10,7 МГц). RFID-метки сегодня выглядят более привлекательно, так как позволяют «стро­ить» информационную систему с теми показате­лями, которые в наибольшей степени пригодны для анализа трафика.

Таким образом, пробку «в лицо» не увидеть без применения тех или иных «высоких» технологий. И какая из них победит, покажет эксперимент, проведенный по определенному плану. Хайтек на дорога^^озволяющий пробки «в лицо» в режиме реального времени — это достойная задача для страны, озадаченной быстрым и эффективным входом в современный технологический уклад и заботящейся о развитии собственных нано- и прочих производств, о создании собственной ана­литики и систем управления мирового уровня. А система управления городским трафиком, не­сомненно, понадобится, как только мы увидим пробку в реальном времени. Появится задача управления — и не только с помощью уже пере­численных выше «рычагов», которыми обладают организаторы дорожного движения, но, возмож­но, и с помощью алгоритмов более высокого уровня, учитывающих фазу волны городского ритма, неравномерно бьющегося в часы пик и в редкие мгновенья дорожного благополучия.

Перспектива экоинноваций для Москвы

Любая инновация — это новшество, которое не­предсказуемо изменяет как природу, так и обще­ство, которое принимает ее. Экоинновация — это прогнозируемое вмешательство, это созна­тельное изменение будущего, это работа со вре­менем, предвидение последствий — для природы, для социума и их взаимодействия. Экоиннова­ции — это инструментарий устойчивого развития, основа глобальной организации будущего. И пре­жде всего они должны коснуться системы органи­зации жизни в городе, и проблемы пробок в том числе.

Осознанный подход к проблеме пробок — шаг, который необходимо сделать на пути к экоинновациям.

Пиковая проблема — одна из основных харак­теристик жизни мегаполиса. Как минимум два раза в день поток автомобилей достигает макси­мума. Пиковое значение числа автомобилей озна­чает рост автомобильного трафика, резкое превы­шение среднего значения за день. Но есть и свя­занные транспортные ритмы — это и пиковая нагрузка в метро, и рост плотности наземного общественного транспорта. Еще связи ритмов — это рост плотности посетителей магазинов и тор­говых центров, усиленно работают стоянки около магазинов и торговых центров. Дополнитель­ные ритмы — нагрузки в силовых сетях электро­снабжения (подача воды, электроплиты, лифты и т. д.).

Для борьбы с пробками необходимо мак­симально расширить временной диапазон жиз­ни в городе, используя ночь как ресурс для рас­ширения пространственно-временной области — для завоза товаров ежедневного спроса. Для этого придется обязать работать круглосуточно все крупные продовольственные магазины — такие как «Метро» и «Ашан», а также торговые центры, а там, где они расположены, нужны круглосуточные парковки. Ввести в каждом рай­оне нормы на круглосуточные магазины и дать указание антимонопольным комиссиям и дру­гим органам муниципальной власти отда­вать приоритет торговым компаниями, организу­ющим круглосуточное обслуживание. Надо нау­чить магазины завозить товар в свободное от тра­фика время — для этого разработать систему поощрений и дотаций для круглосуточных серви­сов массового обслуживания — как в сфере тор­говли, так и в сфере культуры — кино, театры, музеи.

Обмен информацией: сети решают все

Очевидно, что перемены не придут везде и сразу. Но отслеживать перемены, так же как и реаль­ное положение дел с изменениями в режиме реального времени, — не менее важно, чем ви­деть пробку «в лицо». Поэтому информационная сеть, которая должна возникнуть для наблюдения за пробками, должна состоять не только из сег­мента «профессиональных» измерителей, но и из сегментов бизнеса и гражданского общес­тва. Именно как фрагмент бизнес-сети сущест­вует сейчас сервис «Яндекс-пробки», хотя являет­ся бесплатным. Операторы сотовых сетей — МТС, Билайн, Мегафон, Сити-линк — могут вносить свой вклад, так как обладают данными о распределении плотности сигналов сотовых телефонов. Наконец, разработчики софта и си­стем навигации могут оснастить «пробочными» оповещателями весь общественный транспорт города.

В этих условиях задачей властей города являет­ся создание «склада» для информации, работаю­щего по принципу Википедии. Общественные организации смогут организовать добровольное наблюдение за порядком и сбор данных о его на­рушении. Можно наладить активный обмен ин­формацией в режиме он-лайн с помощью твитте-ра, ACQ.

Как правило, московских водителей обвиняют в некультурной езде — и вполне справедливо. Од­нако можно утверждать, что есть и вполне до­стойные представители водительского племени. Видимо, и здесь нужны новации — в том, чтобы водители могли высказать поощрение или пори­цание тому или иному участнику движения. Воз­можно, что присвоение звания «плохой водитель» за некультурную езду будет весьма действенной мерой социального воздействия.

В конечном итоге создание сети нарисует нам не только «лицо» пробок, но и лицо самого города.

Пространство и время инноваций

В России создана вертикаль институтов для вне­дрения инноваций, но ни один из этих институ­тов до сих пор не заинтересовался проблемой пробок, а между тем без хайтека там не обойтись! Действительно, этот рынок пока еще не оценен. Думается, если принять в расчет, что около 5 млн единиц дорожной техники придется оснастить RFID, то он совсем не мал. На проблеме пробок, как на лакмусовой бумажке, видны причины того, что инновации буксуют, причина необходимости «принуждения к инновациям», как выразился Президент РФ Д.А. Медведев. Все инновации должны стать экоинновациями — именно в том смысле, что за ними стоит понимание, что успех инноваций невозможен без согласованных изме­нений, не только в технике, но в природе и об­ществе!

Транспортная проблема Москвы — это скорее камень на шее, а не пробный камень, и если эту проблему не решить квалифицированно, то город захлестнет девятый вал неконтролируемых по­следствий, так что можно будет с гарантией «уто­нуть» в океане «нерешаемых» проблем… Но самое главное — решить ее можно! Для этого надо взглянуть пробке в лицо — очень трезво понимая, что это сложнейшая задача, приступать к которой нельзя с позиций шапкозакидательства.

 



электромобилиэкологияИнновацииснегЯндекс 

06.12.2011, 7537 просмотров.


Нравится

SKOLKOVO
16.02.2018 11:01:00

Блокчейн для дистрибуции кино / TVZavr на Берлинале

Резидент «Сколково» представил на Берлинале новую технологическую платформу для киноиндустрии

технологии, киноиндустрия, платформа, Сколково

14.02.2018 08:19:00

Год Японии в России /Инновационное сотрудничество/Семинар в Сколково

В технопарке «Сколково» прошел семинар «Россия – Япония: коммерциализация технологических инноваций – перспективы сотрудничества», организованный Фондом «Сколково» и ROTOBO, Японской ассоциацией по торговле с Россией и новыми независимыми государствами. Представители «Сколково» и РВК обсудили с сотрудниками японских стартапов, инкубаторов и институтов развития особенности подхода к инновационному бизнесу и перспективы выхода российских стартапов на рынок Страны восходящего солнца.

Инновации, технологии, перспективы, сотрудничество, страны, Россия, семинар, Сколково

15.11.2017 00:06:37

Suvorov Prize - инновационная премия вручена в 7-ой раз / Швейцарско-российская премия имени Суворова

Конкурс изобретений «Эврика» теперь будет получать проекты российско-швейцарского сотрудничества.  В финал вышли пять проектов из России и Швейцарии из различных областей — это биотехнологии,медицинские технологии, и информационные технологии.

Suvorov Prize

02.11.2017 16:41:25

Разработка российских ученых по очистке воды от нефти запатентована в США

Екатеринбургская компания «НПО БиоМикроГели» (резидент «Сколково» и технопарка «Университетский») подтвердила авторство своих изобретений в Соединенных Штатах Америки. В этой стране завершена национальна фаза патентования нескольких технологий уральских ученых с применением биомикрогелей.

разработка

07.10.2017 00:14:10

Собирать или не собрать (данные)? Быть или не быть официальному интернет "просвечиванию".

Московский арбитражный суд не стал запрещать использование открытых персональных данных пользователей социальной сети «ВКонтакте» для оценки их кредитоспособности.

ВКонтакте

06.10.2017 12:36:20

УМНИК создал материал, способный резко повысить скорость зарядки литий-ионных аккумуляторов

Химики из Московского университета им. М.В. Ломоносова разработали способ синтеза катодного материала, который способен обеспечить безопасную работу в режиме быстрого заряда (30-60 секунд заряд аккумулятора до 75%) и разряда с выдачей высокой мощности и плотности тока. Это может быть востребовано во множестве направлений инновационной промышленности, включая робототехнику, БПЛА и даже электромобили. В 2015 году проект был признан лучшим в конкурсе по программе «УМНИК» Фонда содействия инновациям и его  автор получил на развитие грант в размере 400 тыс. рублей.

УМНИК

19.11.2016 00:16:00

Создан образец модульной системы хранения электроэнергии / "Watts" from Skolkovo

Компания Watts Battery (ООО «Уаттс Бэтэри», резидент кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково») создала первый, готовый к продажам промышленный образец модульной системы для накопления электрической энергии WATTS. Он будет представлен на международном форуме для стартапов и инвесторов SLUSH, который пройдет в Хельсинки с 30 ноября по 1 декабря 2016 года. Обсуждаем «тактико-технические» характеристики модуля:

накопитель, WATT

RSS
Архив "SKOLKOVO UNIT"
Подписка на RSS
Реклама: Купить новостройки? Калининский район Санкт-Петербурга идеален, а поможет Art Estate.