Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player  
Всё об экологии ищите здесь:
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама


Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная Климат Старые дизельные двигатели продолжают загрязнять Арктику

Старые дизельные двигатели продолжают загрязнять Арктику

МУРМАНСК--В Мурманской области проводится исследование загрязнения воздуха чёрным углеродом, главными источниками выбросов которого являются устаревшие дизельные двигатели.

Алексей Павлов

Исследованием вот уже скоро год занимаются сотрудники Мурманского государственного технического университета (МГТУ) совместно с коллегами из Научно-исследовательского института глобального изменения климата Мемориального института Баттеле (Battelle Memorial Institute) и Агентства по охране окружающей среды США.

Исследования ведутся в рамках программы действий Арктического совета по снижению выбросов загрязняющих веществ, влияющих на изменение климата Арктики и американо-российской президентской комиссии по защите окружающей среды.

Явный интерес

Интерес именно к Мурманску организаторы объясняют наличием качественных статистических данных, поддержкой со стороны властей и количеством населения. Ведь Мурманск остается самым большим российским городом за Полярным кругом, а сама область является самым промышленно развитым регионом приарктической России.

По предварительным оценкам WWF России, примерно 80% выбросов чёрного углерода от дизельных установок в российской Арктике происходят от техники предприятий Мурманской области. При этом одним из основных источников региональных выбросов чёрного углерода является морской порт Мурманска.

Невидимые убийцы

Чёрный углерод это мелкие твёрдые частицы сажи, размером до двух с половиной микрон.  То есть человек их не видит, но постоянно вдыхает, что очень вредно для здоровья.

— В отличие от крупных сажистых частиц, мелкие, попадая в организм, не выводятся из него, а оседают и начинают разрушать его изнутри, — уверен руководитель исследования, заведующий кафедрой энергетики и транспорта МГТУ Владимир Малышев.

Кроме здоровья человека, чёрный углерод пагубно действует на хрупкую природу Арктики. Международное научное сообщество называет его вторым фактором, влияющим на таяние льдов после углекислого газа — благодаря своей легкости они могут переноситься в аэрозолях в нижних слоях атмосферы на очень большие расстояния.

Именно таким образом черный углерод попадает с материка на лед полярной шапки планеты, отлагается на нем, затемняет его, и таяние происходит гораздо интенсивнее. С 1979 года, когда начались измерения, площади льда в Арктике сократились вдвое. Арктика теплеет в два раза быстрее, чем вся остальная планета.

Первые результаты

Ученые МГТУ решили установить все источники выбросов черного углерода. Собранные данные показали, что основную проблему представляют устаревшие дизельные двигатели. Больше всего чёрный углерод выбрасывают легковые автомобили, стандартные грузовики и автобусы, следом идут большегрузные машины ГОКов и Кольской ГМК, морские суда, железнодорожные локомотивы и генераторы, отапливающие отдаленные поселки.

Ученые уже провели инвентаризацию таких объектов. К примеру, выяснилось, что в нашей области доля дизельных автомобилей составляет — 13%, когда в среднем по стране этот показатель не превышает 8 процентов.

«Опасны только устаревшие модели. Поэтому надо предпринимать меры по изменению парка автомобилей. Например, мы пообщались с предприятием „Мурманавтотранс“, после чего оно закупило большую партию автобусов с двигателями стандарта «Евро-5». А до этого общения в их планы входила закупка машин с движками «Евро-4“. Таким образом, покупку современных автобусов можно смело назвать первым результатом данного проекта», — продолжает Владимир Малышев.

В новом стандарте Евро 5 предусмотрены требования по снижению окиси азота и углеводорода на 25% для бензиновых двигателей. Для дизельных двигателей предусмотрено снижение окисей азота на 20%, а выбросов сажи – на 80%.

Согласно стандарту Евро 5, выброс твёрдых частиц в выхлопах должен сократиться с 25 мг/км до 5 мг/км. Содержание угарного газа в выхлопных газах для бензиновых двигателей следует сократить на 25%, а для дизельных двигателей – на 20%. Стоит отметить, что также существенно сократились сроки эксплуатации для сажевых фильтров и катализаторов.

В соответствии с Техническим регламентом №  609 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» экологический класс Евро-5 вводится с 1 января 2014 года.

Следующие задачи

После того как все источники загрязнения были установлены, осталось определить количество вредных частиц выбрасываемых в нашем регионе, и разработать методы снижения этих выбросов, которые можно будет применять в любом регионе России.

Мурманские ученые надеются, что после того как исследование завершится, его результаты попадут в поле зрения мэра Мурманска и губернатора, что бы они были учтены при разработке планов развития города и области.

— Мы планируем, исследуя эмиссию, предлагать меры по снижению выбросов. Это будет связано с оптимизацией транспортной сети, изменением транспортных потоков и направлений дорожного строительства, — уверен профессор Владимир Малышев.

Кроме того, опираясь на список источников загрязнения, исследователи уже сейчас уверены в необходимости замены устаревших дизельных генераторов в отдаленных поселках. Вместо них нужно устанавливать ветро-дизельные гибриды и солнечные панели.

По словам руководителя проекта «Загрязнение атмосферного воздуха и климат Арктики», ЭПЦ «Беллона», Санкт-Петербург Елены Кобец, это хорошая инициатива Мурманской области.

«Оценка выбросов черного углерода хотя бы от одного источника – дизелей уже хороший старт. Есть надежда, что по другим источникам и другим регионам такая оценка тоже начнется», — пояснила эксперт.

Кобец также отметила, что международные переговоры и мероприятия по проблеме оценки и снижения выбросов черного углерода в атмосферу из разных источников ведутся с 2009 года.

«Эта проблема была озвучена экспертами в рамках программы AMAP Арктического Совета еще в 2008 году. До сих пор Россия всячески избегала участия в этих мероприятиях. Еще в 2012 году на встрече Большой восьмерки Россия взяла на себя обязательства начать работу по снижению выбросов черного углерода, но пока никаких сдвигов в этой области не заметно. А здоровье населения и климат Арктики — достаточно важные вопросы и для России», — отмечает она.

Арктика 

18.11.2013, 1543 просмотра.


Нравится

Агентство экоинноваций


Ежеквартальный бюллетень ICAP

Обсуждаем проблемы российских лесов - сертификация и спецификация

Проблемы управления и определения лесов в России / Лесной выпуск Дайджест Ecolife

В фокусе - водные проблемы/Водохранилища и ГЭС, паводки и наводнения

12.07.2018 11:55:00

Виртуальные электростанции создаются в Японии

Япония – предприятия телекома и   коммунальные операторы создают виртуальные  электростанции

электростанции, Япония, виртуальные

12.07.2018 11:50:00

Железнодорожные шпалы следующего поколения могут производить электричество, утилизировать резину и пластик

Железнодорожные шпалы, прямоугольные блоки, которые можно увидеть под железнодорожными путями, за многие годы не изменились. Но итальянская компания SME стремится встряхнуть это сонное царство своей новой технологией.

поколения, шпалы, электричество

08.07.2018 17:02:46

Изменение климата Тибета

«Небесная река» — Китай создаст искусственный дождь небывалой силы

климат, Китай, облака

05.07.2018 12:36:10

Вопросы и ответы по возобновляемым источникам энергии, часть 1 / Хабр

Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) сегодня не только «хорошая бизнес-идея» и источник непрекращающегося хайпа, пропаганды и контрпропаганды. Попробую высказать свою позицию по некоторым повторяющимся мифам в области возобновляемых источников энергии.

возобновляемые, энергии, источники

04.07.2018 11:24:18

Ложка с собственным вкусом - замена пластика

Одноразовую пластиковую посуду в Европе заменят российские съедобные ложки

посуда, ложки, одноразовые

26.06.2018 12:48:00

В Воронеже испытали лазерное зажигание для многоразовой ракеты

Россия впервые испытала лазерную систему зажигания для кислородно-водородного ракетного двигателя, сообщили в концерне «Энергомаш».

экономика, космос, Общество

24.06.2018 13:06:00

Мусор больше не надо сжигать – сенсационная разработка российских учёных

Удручающе грязными стали наши населенные пункты и в особенности — крупные города.

ученые, разработка, мусор

RSS
Архив "Агентство экоинноваций"
Подписка на RSS
Реклама: