Европа простилась с одноразовой пластиковой посудой
В Евросоюзе вступил в силу закон, запрещающий производство, продажу и использование пластиковой посуды, ватных палочек и держателей воздушных шариков. Еврокомиссар по окружающей среде Виргиниюс Синкявичюс в своем аккаунте в Twitter написал, что«настал тот самый день», когда Европа наконец-то скажет«до свидания» одноразовой пластиковой утвари. Когда страны ЕС в 2019 г. утверждали этот законопроект, они исповедовали принцип«загрязнитель платит». Еврочиновники тогда фактически переложили на производителей и потребителей основные расходы за переход в«зеленое» европейское будущее. И до сих пор неясно, что именно придет на смену ставшей столь привычной номенклатуре товаров из пластика, тем же самым ватным палочкам или трубочкам для коктейлей.
«Европа прощается с одноразовыми пластиковыми тарелками, столовыми приборами, соломинками, палочками для воздушных шаров и ватными палочками, контейнерами для еды и напитков из пенополистирола и всеми товарами из оксоразлагаемого пластика!» — написал Синкявичюс, но забыл указать в своем торжественном сообщении, чем же именно должны теперь пользоваться европейцы, например, для чистки ушей.
На этот вопрос вместо еврокомиссара отвечают всевозможные экоактивисты и спонсирующие их организации со всей Европы, активно лоббировавшие тот самый закон. Во-первых, говорят«зеленые», не так уж и нужно чистить уши.«На самом деле, чистить слуховой проход необязательно, это даже может быть вредно и опасно», — уверяют специалисты одного из крупных испанских экоблогов SinPlastico. Во-вторых, палочки не нужны,«воспользуйтесь своим пальцем», ведь не зря у мизинца есть и второе название —«ушной палец»(ear finger, англ. — Прим.«РГ»). Ну и в-третьих, замечательной альтернативой могут стать многоразовые органические ушные ложечки из бамбука стоимостью 3 евро за штуку.
Интересными выглядят и предложения по замене пластиковых трубочек для коктейлей. Наиболее логичным и действительно рабочим вариантом является их изготовление из нержавеющей стали или других металлов. Но никто пока не посчитал ни стоимость такого перехода, ни потенциальный вред для окружающей среды от их массового производства. Экоактивисты и здесь нашли выход — предлагают использовать тот же бамбук либо скрученные в трубочку листья деревьев, например папайи. Упаковка из 12 бамбуковых трубочек обойдется покупателю примерно в 1600 рублей, за эти же деньги можно купить и 10 трубочек из нержавейки.
Сделанная из биоразлагаемых материалов посуда также доступна в разных вариантах и по сравнительно«низким» ценам — в интернете можно найти комплект из 50 таких тарелочек за 1,7 тысячи рублей. Кстати, страны ЕС также обязались убрать с рынка все пластиковые бутылки, в которых доля использованных при производстве переработанных материалов ниже 25 процентов. А уже к 2029 году более 90 процентов пластиковых бутылок в Евросоюзе должны будут отправляться на повторную переработку.
А как у нас
В России нет решения о запрете неэкологичных товаров, но тема активно обсуждается в правительстве. Совсем недавно список из 28 товаров, оборот которых в России стоит ограничить ради увеличения доли перерабатываемых отходов в мусорных баках, направила в минпромторг ППК«Российский экологический оператор», ответственная за реализацию мусорной реформы. Там — весь традиционный набор: пластиковая одноразовая посуда, соломинки для коктейлей и ватные палочки из того же пластика, пленки толщиной меньше 20 мкм, а также бэг-ин-боксы, дой-пак и другие изделия, переработка которых крайне трудна или в принципе невозможна.
При этом для 27 позиций в списке есть альтернатива. Те же ватные палочки могут быть не на пластиковой, а на древесной основе, тарелку предлагают использовать бумажную или многоразовую. Единственным незаменимым товаром оказались пластиковые капсулы для кофе.
Будет ли введен такой запрет в принципе и с какого года, в правительстве еще не решили. Вице-премьер Виктория Абрамченко подчеркнула, что ни у кого нет задачи что-либо просто взять и запретить. Единственная цель — побудить использовать более экологичные альтернативы. Если же их нет — как у одноразовых подгузников, — никто никаких репрессий против таких важных и полезных изделий вводить не будет.
Без таких ограничений нашей стране сложнее будет достичь одной из национальных целей. Она предполагает сортировку всех отходов и сокращение полигонного захоронения вдвое к 2030 году. Один из способов достижения таких параметров — увеличение доли того, что можно переработать. Кроме того, эта мера еще и увеличит предложение на рынке вторичных ресурсов, поможет загрузить мощности по извлечению полезных компонентов из отходов.
С 2024 года все продаваемые в России товары попадут в специальный реестр. В нем будет указано, какие отходы образуются из этого изделия и его упаковки после того, как оно станет мусором. Исходя из этих данных будет установлена ставка экологического сбора. Соответственно, наименее пригодные к переработке вещи станут стоить дороже. Наценка на них пойдет на создание и развитие отрасли обращения с отходами и для обеспечения их утилизации. источникфото
Президент России Владимир Путин, глава МЧС Евгений Зиничев, полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе Владимир Якушев и губернатор Челябинской области Алексей Текслер совершил облёт на вертолёте районов Челябинской области, пройденных пожарами.
При резком охлаждении перегретой воздушной массы может выделиться гораздо больший объем воды, чем обычно. Не успевая впитываться, эти осадки создают наводнение
В эфире программы«Живая природа» обсуждаются актуальные вопросы глобального изменения климата и обращения с отходами — как в России, так и по всему миру.
Энергетический переход к возобновляемой энергетике уже почти 10 лет — реальность для энергетик Европы, США и Китая, а также целого ряда стран во всем мире. Однако в России о нем почти не говорят, а мощность возобновляемых источников в энергетике составялет 1 ГВт, т.е менее 1%.. Что это означает для России в ближайшей(до 2030 г) и отдаленной(до 2050 г) преспективе? Взгляд на проблему в беседе экономиста Сергея Гуриева и Владимира Дребенцова, компания BP.
Интервью с немецким вирусологом Хендриком Штриком(Hendrik Streeck), возглавляющим Институт вирусологии и исследований ВИЧ Медицинской школы Боннского университета:
Интервью о проведённом в июле 2012 г. крупномасштабном геоинженерном эксперименте. Частная компания — организатор эксперимента — сбросила в океан сто тысяч тонн железа с целью искусственного«удобрения» расположенного в 300 км от западного побережья Канады участка Тихого океана и форсированного размножения планктона в этом районе. В научной терминологии подобное искусственное воздействие известно как фертилизация(«удобрение») океана или как метод климатической геоинженерии.
Согласно нашим выводам, причиной гибели морских обитателей стал не какой-то особый загрязнитель или токсин, а изменение концентрации кислорода, сопровождающееся критическим закислением донных слоев. Эта картина характерна для замора рыбы в результате сбрасывания органических веществ и пестицидов в воду рек или замкнутых водоемов, но в данном случае сброс был столь велик, что произошло закисление морской воды, что вместе с падением содержания кислорода привело к гибели обитателей морского дна.