Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player  
Всё об экологии ищите здесь:
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама


Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная Информация / Info Новости / News Вред экосистеме из-за сломавшегося судна

Вред экосистеме из-за сломавшегося судна

счисление размера вреда, причиненного водным объектам сбросом и захоронением в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), других крупногабаритных отходов производства и потребления (предметов), производится по формуле №   5 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. №   87 (далее — Методика).

В ч. 1 ст. 56 ВК РФ установлено, что сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

В соответствии со ст. 8 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. №   81-ФЗ (далее — КТМ) под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Согласно ст. 219 КТМ фрахтователь несет ответственность перед третьими лицами по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, за исключением требований о возмещении ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ.

В ст. 220 КТМ определено, что убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна, несет фрахтователь, если не докажет, что убытки причинены не по его вине.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. №   7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Рассматривая требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, суды обязаны оценивать доказательства по правилам ст. 65 и 71 АПК РФ на наличие всех элементов, необходимых для наступления гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 16, 1064 ГК РФ.

В качестве таких элементов суды рассматривают доказательства фактического загрязнения акватории при затоплении (захоронении) отхода, к примеру плавучего средства, вышедшего из строя, т. е. устанавливают доказательства фактического поступления в экосистему моря загрязняющих веществ, в результате чего произошли негативные изменения экосистемы водного объекта.

Вместе с тем, согласно п. 17 Методики исчисление размера вреда, причиненного водным объектам сбросом и захоронением в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), других крупногабаритных отходов производства и потребления (предметов), производится по формуле №   5, при применении которой учитываются: коэффициент, отражающий экологические факторы (состояние водных объектов), коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития, таксы для исчисления размера вреда от сброса вредного (загрязняющего) вещества в водные объекты, масса сброшенного вредного (загрязняющего) вещества, тоннаж брошенных судов и плавучих средств, других крупногабаритных отходов.

Анализ указанного пункта Методики позволяет сделать вывод о том, что сам факт нахождения брошенного судна в акватории водного объекта наносит вред указанному компоненту окружающей среды.

Такое мнение отражает и судебная практика, в частности Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 20 марта 2019 г. по делу №  А21−4281/2018 установил следующее: «Нахождение в акватории моря выведенного из эксплуатации плавучего средства не способствует нормальному функционированию экологической системы и представляет собой загрязнение (захламление, засорение) водного объекта, что в силу части 1 статьи 69 АПК РФ не подлежит доказыванию».

Согласно п. 2 ст. 37 Федерального закона от 31 июля 1998 г. №   155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещаются.

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. №   191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее — сброс вредных веществ), — это любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее — суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение.

Указанная норма также содержит определение того, что является загрязнением морской среды, — это привнесение человеком прямо или косвенно веществ или энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как нанесение вреда водным биоресурсам и жизни в море, создание опасности для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №   89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления — это вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим федеральным законом.

Выведенное из эксплуатации, к примеру в связи с конструктивной гибелью, плавучее средство фактически утрачивает свои потребительские свойства и, следовательно, является отходом — ломом цветных и черных металлов, что относится к опасным отходам III, IV, V классов опасности. Такой объект не входит в состав естественных компонентов экологической системы.

Оставление выведенного из эксплуатации плавучего средства и непринятие мер по его изъятию из акватории влекут причинение вреда компонентам окружающей среды.

Таким образом, факт причинения вреда окружающей среде презюмируется фактом нахождения в водном объекте плавучего средства, пришедшего в негодность.

Отойти от названной презумпции возможно, если можно установить и доказать следующее:

  • отсутствие умысла и случайную гибель;
  • принятие мер по недопущению или предотвращению наступления вреда;
  • отсутствие негативного влияния объекта на экосистему.

Если наличие перечисленных обстоятельств не доказано, при возмещении вреда, причиненного брошенным в акватории плавучим средством, возможно предъявление многомилионного иска о взыскании вреда, рассчитанного в соответствии с Методикой. источник

судазагрязнениеотходы 

18.09.2019, 128 просмотров.


Нравится

Интервью

21.08.2019 22:53:12

21 августа 1981 года поставлен вопрос о глобальном потеплении

В интервью вопрос обсуждают представители Росгидромета и ассоциации городов

Росгидромет., интервью, вопрос

26.06.2019 13:40:41

Возобновляемая энергетика устремилась в регионы / RENWEX 2019

Розничный рынок возобновляемой энергетики в России с нетерпением ждет тарифных решений, но в условиях молчания законодателей он активно развивается самостоятельно. К уже реализованным ранее проектам в изолированных энергорайонах Дальнего Востока добавляются проекты в других регионах страны. Формируется система поддержки проектов энергообеспечения потребителей на основе ВИЭ как на региональном уровне, так и в части развития микрогенерации.

RENWEX 2019

08.04.2019 00:11:00

Загадка Байкальских очистных/ Экологическое бедствие Листвянки и Слюдянки повторится в Улан-Уде? / Про рачка-эпишуру

В поле зрения Ecolife – дискуссия, развернувшаяся вокруг нормативов очистных сооружений на Байкале, который как известно – священное море и гордость России, а по запасам пресной воды – №     1 в мире. Информационным поводом стала постановка вопроса об отмене нормативов, которые действовали в одном из Приказов Минприроды (Приказ №     63 от 05. 03.2010) и замену этих нормативов на более «справедливые».

очистные, Байкал

22.03.2019 11:40:59

Проблемы заповедников обсудили в Сочи /Перезагрузка системы и борьба с "экологическими спекулянтами"

В Сочи состоялся ряд стратегических сессий для сотрудников заповедной системы. Зам. директора Росзаповедцентра Артур Мурзаханов «Впереди – модернизация всей системы охраны. В ближайшее время у инспекторов появится форма, оружие и, главное, — учебный центр»

заповедник, Росзаповедцентр, ООПТ, Сочи

13.03.2019 17:48:50

Качество воздуха - как его измеряют и что с ним делать

Речь идет в основном о частицах пыли размером до 2,5 мкм. По мнению ВОЗ именно эти частицы представляют наибольшую угрозу для здоровья, так как способны оставаться в воздухе в течение длительного времени и попадать в легкие.    «Это мельчайшие кусочки сажи от пожаров (черный углрод), асфальтовая пыль из-под колес автомобилей и частицы самих автомобильных покрышек, трущихся об асфальт, а также промышленные загрязнения — частицы минеральных солей – сульфаты и нитраты, а также окиды серы».

качество, воздуха, страна

04.03.2019 14:07:00

Жорес Алферов - солнечная энергия не имеет альтернатив

Сегодня в мире установлено более 450 ГВт мощности на электростанциях солнечной энергетики и более 580 ГВт — в виде ветряков. В начале 21 первого века этой энергетики еще не существоало. Именно поэтому, нобелевский лауреат Жорес Алферов, мог утвержадть, что у солнечной энергетике «нет альтеранитив».

солнечная энергетика, Алферов

RSS
Архив "Интервью"
Подписка на RSS
Реклама: