В соответствии с действующей редакцией абз. 1 п. 3 ст. 23 ФЗ«Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы в окружающую среду допускаются на основании разрешений.
Изменения, внесенные в ФЗ«Об охране окружающей среды», вступающие в силу 01.01.2019 г. вводят новую систему нормирования НВОС и оформления разрешительной природоохранной документации. В настоящее время для толкования и анализа доступны лишь положения федерального законодательства, учитывая, что необходимые подзаконные нормативные правовые акты до сих пор не утверждены и не вступили в силу.
Однако отдельные положения ФЗ«Об охране окружающей среды» в редации, вступающей в силу 01.01.2019 г. уже сейчас проливают свет на будущий порядок получения экологической разрешительной документации.
В первую очередь, отметим судьбу«классических» разрешений на выбросы и сбросы в 2019 году?
Во-первых, с 01.01.2019 г. п. 3 ст. 23 ФЗ«Об охране окружающей среды» будет изложен в новой редакции. В соответствии с действующей редакцией абз. 1 п. 3 ст. 23 ФЗ«Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы в окружающую среду допускаются на основании разрешений.
Упразднение указанной нормы, приведет к тому, что в законе более не будет требования«выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений»!
Иными словами, с 01.01.2019 г. из ФЗ«Об охране окружающей среды» исключается требование о необходимости наличия(получения) разрешений на выбросы и сбросы для осуществления выбросов и сбросов химических веществ(за исключением радиоактивных) в окружающую среду.
Во-вторых, с 01.01.2019 г. вводится институт комплексных экологических разрешений(далее также – КЭР). Согласно ст. 1 ФЗ«Об охране окружающей среды»: комплексное экологическое разрешение – документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и(или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.
С 01.01.2019 г. вступает в силу новая статья 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой: осуществление хозяйственной и(или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Таким образом, если наличие комплексного экологического разрешения(КЭР) обязательно для того или иного хозяйствующего субъекта(начиная с 01.01.2019 г.), то фактическое отсутствие такого КЭР образует состав административной ответственности, предусмотренной в ст. 8.47 КоАП РФ.
Остается понять: в каких случаях получение КЭР будет обязательным.
Итак, общая норма о необходимости получения КЭР сформулирована в п. 1 ст. 31.1 ФЗ«Об охране окружающей среды»(статья вступает в силу с 01.01.2019 г.): юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и(или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
При этом срок исполнения указанной обязанности предусмотрен в другом федеральном законе – частями 6 и 7 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Так, согласно с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и(или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.
При этом в соответствии с ч. 7 указанной статьи федерального закона: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и(или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 данной статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Таким образом, лица, осуществляющие деятельность: — на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень объектов(далее также – перечень 300 объектов), обязаны обратиться с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г.; — на объектах I категории, не включенных в утвержденный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны получить комплексное экологическое разрешение не позднее 31.12.2024 г.
С учетом того, что КЭР выдается уполномоченным органом в месячный срок, можно сделать вывод, что не будет являться нарушением: — отсутствие КЭР для объекта I категории, включенного в перечень 300 объектов, в период по 31 января 2023 года включительно; — отсутствие КЭР для объекта I категории, не включенного в перечень 300 объектов, в период по 31 декабря 2024 года включительно.
Получается, что на объекте I категории, включенном в перечень 300 объектов, деятельность без комплексного экологического разрешения можно осуществлять вплоть до 31.01.2023 г., а на объекте, не включенном в перечень 300 объектов, – вплоть до 31.12.2024 г.
Однако здесь необходимо учитывать специальное правило о действии«старых разрешительных документов».
Ключевое значение в данном контексте имеет норма ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и(или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.
Дополнительно необходимо учитывать, что на основании п. 2 ст. 67 ФЗ«Об охране окружающей среды» лица, осуществляющие деятельность на объектах I-III категорий обязаны разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля и осуществлять ПЭК в соответствии с такой программой.
Автор В. А.Алымова Ведущий юрист ООО«Ценр правовой экологии»
Президент России Владимир Путин, глава МЧС Евгений Зиничев, полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе Владимир Якушев и губернатор Челябинской области Алексей Текслер совершил облёт на вертолёте районов Челябинской области, пройденных пожарами.
При резком охлаждении перегретой воздушной массы может выделиться гораздо больший объем воды, чем обычно. Не успевая впитываться, эти осадки создают наводнение
В эфире программы«Живая природа» обсуждаются актуальные вопросы глобального изменения климата и обращения с отходами — как в России, так и по всему миру.
Энергетический переход к возобновляемой энергетике уже почти 10 лет — реальность для энергетик Европы, США и Китая, а также целого ряда стран во всем мире. Однако в России о нем почти не говорят, а мощность возобновляемых источников в энергетике составялет 1 ГВт, т.е менее 1%.. Что это означает для России в ближайшей(до 2030 г) и отдаленной(до 2050 г) преспективе? Взгляд на проблему в беседе экономиста Сергея Гуриева и Владимира Дребенцова, компания BP.
Интервью с немецким вирусологом Хендриком Штриком(Hendrik Streeck), возглавляющим Институт вирусологии и исследований ВИЧ Медицинской школы Боннского университета:
Интервью о проведённом в июле 2012 г. крупномасштабном геоинженерном эксперименте. Частная компания — организатор эксперимента — сбросила в океан сто тысяч тонн железа с целью искусственного«удобрения» расположенного в 300 км от западного побережья Канады участка Тихого океана и форсированного размножения планктона в этом районе. В научной терминологии подобное искусственное воздействие известно как фертилизация(«удобрение») океана или как метод климатической геоинженерии.
Согласно нашим выводам, причиной гибели морских обитателей стал не какой-то особый загрязнитель или токсин, а изменение концентрации кислорода, сопровождающееся критическим закислением донных слоев. Эта картина характерна для замора рыбы в результате сбрасывания органических веществ и пестицидов в воду рек или замкнутых водоемов, но в данном случае сброс был столь велик, что произошло закисление морской воды, что вместе с падением содержания кислорода привело к гибели обитателей морского дна.