Электромобили интересны только таксистам и энергетикам
Оценивая перспективы развития электромобилей в России, эксперты в один голос называют два главных недостатка этого вида транспорта: неадекватно высокие цены и полное отсутствие станций подзарядки в городах. Однако лед, похоже, тронулся: АвтоВАЗ испытывает ходовую модель относительно дешевого электрокара, а инициативные бизнесмены построили в Москве первую электрозаправку.
Первая автомобильная зарядная станция появилась 15 ноября 2011 года прямо у офиса компании Revolta, взявшей на себя риск заняться установкой этих самых станций по всей Москве. Примечательно, что в вопросе строительства электрозаправок Первопрестольная практически не отстает от наших ближайших соседей. Так, первую в странах Балтии станцию подзарядки открыла в таллинском порту компания Schneider Electric чуть более месяца тому назад.
Оборудование для московской заправки закупили в Финляндии у концерна Ensto. Наличные деньги аппарат не принимает — оплатить зарядку батареи можно лишь с помощью специальной магнитной карты. Этой (и всеми будущими станциями) будут удаленно управлять из центрального офиса, регулируя мощность потребления и собирая статистику подзарядок. О том, сколько автомобилей успело «подзаправиться» за короткий период существования первой станции и в какие сроки планируется окупить вложения, в компании Revolta говорить отказались.
Кто же будет пользоваться московскими электрозаправками? Вопрос на самом деле сложный. Единственная официально продаваемая сегодня электрическая модель авто — MItsubishi iMiEV стоит более 1,8 млн рублей. Недавно российское представительство японского концерна рапортовало, что к октябрю распродана вся партия iMiEV, предназначенная для российского рынка на 2011 год. Однако абсолютный показатель продаж — 14 штук…
Правда, на владельцев единичных электрокаров владельцы будущей сети зарядных станций не особо рассчитывают. В октябре они заключили соглашение с Московской объединенной энергосетевой компанией (МОЭСК), которая в ближайшем будущем собирается пересадить на электрический транспорт оперативно-выездные бригады и другой технический персонал. Что это будут за автомобили, пока неизвестно — впереди испытания восьми различных моделей. Однако энергетики подсчитали, что им потребуется 28 зарядных станций по всей Москве. Что же, пропаганда электромобилей от компании, занимающейся обслуживанием сетей, выглядит логичной. Кроме того, руководство МОЭСК после перевода своего автопарка на электричество рассчитывает получить возможность торговать квотами на выбросы углекислого газа на международном рынке (такая схема предусмотрена Киотским протоколом).
И все-таки непонятно: как быть рядовому потребителю, который не имеет права продавать квоты, а потому не может быстро окупить затраты на покупку этого экологичного транспорта? Возможно, пополнить армию частных электромобилей поможет АвтоВАЗ со своей относительно дешевой моделью Lada Ellada (созданной на базе «Калины»). Сейчас в Ставропольском крае проходят испытания двух ходовых моделей. Большинство технических характеристик не раскрывается, однако известны основные параметры: запас хода — 140 км, максимальная скорость — 140 км/час, время полной зарядки батарей — 8 часов, экспресс-зарядки — 30 минут.
Ориентировочная стоимость «Электро-Калины», которая должна пойти в мелкую серию в будущем году, — 600 — 800 тыс. рублей, что примерно вдвое дешевле Mitsubishi iMiEV. Станет ли Ellada предметом вожделения частных автовладельцев, пока сказать трудно. Однако моделью уже заинтересовался муниципалитет Кисловодска, который пообещал купить первую партию из ста машин для городской службы такси.
На первый взгляд, идея пересадить автомобилистов на электрокары до сих пор выглядит фантастикой. Но в Евросоюзе к ней относятся вполне серьезно. Так, в Германии еще в прошлом году по указанию канцлера Ангелы Меркель ведущие автопроизводители, транспортники и энергетики озаботились созданием национальной электромобильной платформы. К осени 2011 года программа развития была готова. Цель ее — довести количество электрокаров в стране до 1 млн единиц к 2020 году, а также создать всю необходимую инфраструктуру. Бюджет программы на 2011 — 2012 годы составляет около 2 млрд евро. И уже появились первые результаты. Так, концерн Audi анонсировал выход электрокара Urban, причем серию из первых 999 машин продадут в Германии по цене 9999 евро. То есть дешевле, чем Lada Ellada.
Аналитик агентства «Инвесткафе» Кирилл Маркин уверен, что вложения немецкого правительства в электромобильные инновации окупятся: «Ресурсосберегающие технологии очень востребованы, и более того, они уже сегодня активно используются в общественном транспорте европейских стран». Тем не менее инициативу компании Revolta эксперт оценивает как в значительной степени имиджевую: «Государство должно предоставлять субсидии на покупку такого типа автомобилей. Это связано с тем, что электромобили обходятся несколько дороже в производстве, что, естественно, сказывается и на окончательной цене. Правительства стран Евросоюза работают именно по такой схеме — часть стоимости автомобиля они берут на себя. В случае с Россией такая перспектива выглядит неоднозначно. Если мы и придем к такому методу стимулирования продаж электромобилей, то не скоро».
Действительно, производителям и продавцам электромобилей, владельцам инфраструктуры для их обслуживания, а также потенциальным покупателям этого экологичного автотранспорта льгот от нашего государства придется ждать долго. Впервые о конкретных мерах по стимулированию рынка электрокаров в нашей стране заговорили члены российской делегации на переговорах о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию. По их словам, лишь в 2013 году Россия начнет снижать ввозные пошлины на машины с электродвигателями. Уменьшая их на один процентный пункт ежегодно, к 2017 году российское правительство планирует довести их с нынешних 20% до 15%.
Самое печальное, что у электрокаров при таком раскладе будет по-прежнему мало преимуществ перед обычными авто. Согласно все тому же докладу российской делегации, пошлины на новые машины с двигателями внутреннего сгорания достигнут 15% двумя годами позже. О других же мерах стимулирования российского рынка электрокаров пока ничего не известно.
Андрей ЧЕПЕЛЕВ
такси,
электромобили,
транспорт,
энергетика
04.12.2011, 1450 просмотров.