Главная Информация / Info Новости / News-архив Геологи проводят новые исследования полюсов планеты

Геологи проводят новые исследования полюсов планеты

Международная команда направится в середине декабря в Антарктиду для исследования быстрого таяния полярных льдов. Их лагерь будет разбит на ледовом щите в 2200 километрах от ближайших соседей, американской станции «Макмердо». Экспедиция приступит к обследованию ледника Пайн-Айленд площадью 2 300 км и толщиной 500 м. Таяние в этом регионе западной Антарктики ответственно за 7 процентов зарегистрированного повышения уровня Мирового океана в последние годы, отмечает руководитель экспедиции гляциолог Роберт Биндшадлер.

Спутники способны фиксировать перемещение ледников, однако процессы, происходящие в толще панциря, требуют изучения. Сбор данных о циркуляции воды, направлении потоков и движении льдов в океане начнется с бурения отверстия в панцире. Как указывает океанограф Тимоти Стэнтон, с учетом превалирующих в Антарктике экстремальных условий, бурение будет производиться низкотехнологичным способом.

Когда бур достигнет воды, в отверстие будет спущена камера для наблюдения за «дном» ледяного покрова, а также приборы для исследования температуры, солености воды и ее потоков по всему профилю погруженной части ледника. Стэнтон говорит, что результаты помогут увеличить точность моделей динамики таяния ледяного покрова и повышения уровня океана под воздействием климатических изменений.

Параллельно с этим, ученые опубликовали данные, согласно которым, в замерзшей почве Арктики содержатся миллиарды тонн углекислого газа; их объем более чем в 250 раз превышает ежегодный объем эмиссий американских промышленных предприятий. Однако при таянии вечной мерзлоты газ выходит наружу, высвобождая огромное количество бактерий.

«Некоторые микроорганизмы, содержащиеся в вековой мерзлоте, все еще активны, хотя и действуют очень медленно – до тех пор, пока почва не начинает нагреваться», – резюмирует ситуацию профессор Калифорнийского университета Джанет Дженсон, возглавившая исследование этого процесса.

Дженсон и ее коллеги из Геологической службы США и Объединенного института генома при министерстве энергетики изучают содержащиеся в вечной мерзлоте бактерии, чтобы понять, что с ними произойдет при таянии почв: «Эти микроорганизмы никогда не выращивались в питательной среде, а потому в 90% случаев мы не знаем, что они собой представляют».

Ученые взяли образцы грунта из лесного массива черной ели в центральном районе Аляски. В каждом грамме этой почвы содержатся несколько тысяч микроорганизмов и миллиарды клеток. Исследователи обнаружили одноклеточные организмы, питающиеся органическим материалом и производящие сильнейший парниковый газ – метан. В образцах растаявшей вечной мерзлоты оказались и бактерии, его поглощающие.

Ученые сравнили образцы верхних слоев вечной мерзлоты, которые тают и снова замерзают в течение года, с теми слоями, которые никогда не размораживаются и в которых бактерии заключены многие тысячелетия. При таянии в них обнаружились заметные сходства. По словам Дженсон, понимание механизмов деятельности бактерий поможет усовершенствовать модели изменения климата: «Поскольку сейчас нам практически ничего не известно о них, эта часть климатической модели остается неизученной».

экспедициябурениеметанбактерииприборыСШАпочва