Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"

Всё об экологии ищите здесь:

   
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама


Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная Информация / Info Новости / News-архив Декан геофака МГУ Николай Касимов: Остаточный принцип в географии не оставляет места экологии?

Декан геофака МГУ Николай Касимов: Остаточный принцип в географии не оставляет места экологии?

Декан геофака МГУ Николай Касимов: Остаточный принцип в географии не оставляет места экологии?

  Из выступленя Николая Сергеевича Касимова накануне съезда учителей географии: По моему, необходимо, чтобы большее количество вузов имели в составе вступительных экзаменов географию для того, чтобы абитуриенты, поступая в вуз, получали эколого-географические знания, которые человеку могут дать только география и биология. Отмечу, что я против введения в общей школе предмета «Экология». Учитывая общее количество часов школьного образования, экологии нет места между биологией и географией. Необходимо, чтобы география и биология «договорились» о том, каким разделам экологии они обучают школьников. А ввод отдельного предмета «Экология» только размывает содержание как географии, так и биологии.

Полностью выступление академика Касимова:  

Три дня осталось до окончания регистрации и приема тезисов на Всероссийский съезд учителей географии (7 октября). Регистрация открыта на сайте: http://geogr.teacher.msu.ru/registration. О проблемах и перспективах школьной географии рассуждает декан географического факультета МГУ, академик РАН Николай Сергеевич Касимов.

 

— Николай Сергеевич, насколько отличается уровень знаний по географии нынешних абитуриентов от абитуриентов 10-15 лет назад? Выявляются ли какие-либо тенденции? В чем их причины, по-вашему?

— Сложно судить однозначно об уровне знаний абитуриентов. С одной стороны, они несколько ниже по сравнению с уровнем подготовки поступающих в вуз 10-15 лет назад. Это связано с тем, что в последние 20 лет изменилось само качество школьного образования. Преобразования носят, к сожалению, регрессивный характер. Школьная география — не исключение. Кроме того, качественно снизилось то значение, которое придают данному предмету сами школьники и учителя. Поэтому значительная часть абитуриентов, поступающих на факультет, недостаточно подготовлена к тому, чтобы углубленно изучать географию. С другой стороны, есть и весьма положительный аспект, отличающий знания нынешних абитуриентов от тех знаний, с которыми приходили на факультет их предшественники 10-15 лет назад. В частности, это является следствием компьютеризации, которая сегодня охватывает все сферы общественной жизни, в том числе и школьное образование, а также не углубленное, но все же более широкое использование студентами иностранных языков, прежде всего английского.

— Что, на Ваш взгляд, стоит сделать сегодня в первую очередь для повышения качества преподавания географии в школах?

— Современное школьное географическое образование сталкивается с целым рядом проблем. К примеру, географию в рамках программы школьного образования относят к блоку общественных дисциплин, в то время как данный предмет в своей сущности является наукой о Земле. За рубежом существует так называемая гуманитарная география, которая действительно относится к циклу общественных дисциплин. Но в условиях российского образования география на ? состоит из курсов, являющихся науками о Земле. Тот факт, что география в рамках школьной программы значится как общественная дисциплина, с одной стороны позволяет ей существовать в качестве школьного предмета, а с другой — лишает возможности восприятия ее естественнонаучной части. Причем не воспринимаются и игнорируются не только естественнонаучные знания, но и целый ряд методов преподавания географии. К примеру, отсутствует такая важная часть учебного процесса, как практикум, который в первую очередь необходимо сделать неотъемлемой составляющей школьного географического образования. Другая проблема преподавания географии в школе связана с низким уровнем качестве большинства издающихся сегодня учебников. Они крайне скучны, представляя своего рода справочники, направленные на получение так называемого инвентаризационного знания. Лично я не знаю ни одного учебника, который был бы написан красочным и живым языком. Также необходимо отметить, что многие современные учебники содержат немало устаревших знаний и даже неточностей. Именно поэтому на сегодняшний день значительное число учебников по географии не рекомендуется к изданию Российской академией наук. Третья проблема заключается в недооценке значимости как такового предмета «география» — преподавание нередко ведется по остаточному принципу. По моему, необходимо, чтобы большее количество вузов имели в составе вступительных экзаменов географию для того, чтобы абитуриенты, поступая в вуз, получали эколого-географические знания, которые человеку могут дать только география и биология. Отмечу, что я против введения в общей школе предмета «Экология». Учитывая общее количество часов школьного образования, экологии нет места между биологией и географией. Необходимо, чтобы география и биология «договорились» о том, каким разделам экологии они обучают школьников. А ввод отдельного предмета «Экология» только размывает содержание как географии, так и биологии.

— Насколько плотно факультет работает со школами? Есть ли профильные географические школы?

— Да, факультет сотрудничает с рядом школ. В качестве примера могу привести Пушкинский лицей №    1500. Хотелось бы, чтобы со временем данное сотрудничество увеличило свои масштабы. Сильнейшие в плане географического образования школы выявляются в результате проведения ежегодной Всероссийской олимпиады школьников по географии. В этой олимпиаде участвуют школьники практически со всей страны — приблизительно из 50-60 субъектов России. Причем победителями олимпиады являются преимущественно ребята из регионов, не из Москвы. Всероссийская олимпиада крайне важна, так как из числа ее победителей впоследствии складывается та команда, которая борется за победу на Международных олимпиадах по географии. В начале 2000-х гг. участники российских команд получили ряд бронзовых и серебряных медалей. В последние годы Россия не перестает завоевывать золото: в 2008 г. обладателем золотой медали стал Алексей Фадеев, который сегодня является студентом 4 курса кафедры экономической и социальной географии России нашего факультета; в 2010 г. золотую медаль присудили Ксении Соколовой, которая также сейчас учится на нашем факультете. В этом году золотая медаль Всемирного чемпионата по географии, который проходил в Лос-Анджелесе, досталась также команде российских школьников. Причем Россия впервые одержала победу за все время проведения чемпионатов — с 1993 года (соревнования проводятся раз в 2 года, — прим. ред.). Столь положительная динамика не может не радовать. Такие результаты — свидетельство того, что несмотря на все недостатки современного школьного географического образования, в России не мало школ, где география преподается на хорошем уровне, а также немало увлеченных географией школьников. Это потенциал для дальнейшего развития географического образования и географической науки в нашей стране.

 

СПРАВКА:

Всероссийский съезд учителей географии пройдет 28-29 октября 2011 г. в МГУ имени М.В. Ломоносова. Подробная информация о Съезде доступна на сайте мероприятия: http://geogr.teacher.msu.ru/  

Организаторами съезда являются Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет, Русское географическое общество (РГО), Всероссийская ассоциация учителей географии (РАУГ).

географияКасимовМгу 

04.10.2011, 4644 просмотра.



Интервью

08.08.2021 19:59:53

Глава МЧС об ответственности арендаторов за пожары

Президент России Владимир Путин, глава МЧС Евгений Зиничев, полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе Владимир Якушев и губернатор Челябинской области Алексей Текслер совершил облёт на вертолёте районов Челябинской области, пройденных пожарами.

пожар, МЧС, Президент

18.07.2021 19:42:23

Наводнения - результат нагрева атмосферы

При резком охлаждении перегретой воздушной массы может выделиться гораздо больший объем воды, чем обычно. Не успевая впитываться, эти осадки создают наводнение

охлаждение, наводнение, объем

27.02.2021 16:41:54

Спусковой механизм изменения климата, 12-15 лет потребует становление системы переработки отходов в России, мазут на пляжах Израиля /Программа "Живая природа"

В эфире программы «Живая природа» обсуждаются актуальные вопросы глобального изменения климата и обращения с отходами — как в России, так и по всему миру.

изменение, климат, интервью

31.12.2020 20:53:11

Будущее энергетики России/ Энергетический переход

Энергетический переход к возобновляемой энергетике уже почти 10 лет — реальность для энергетик Европы, США и Китая, а также целого ряда стран во всем мире. Однако в России о нем почти не говорят, а мощность возобновляемых источников в энергетике составялет 1 ГВт, т.е менее 1%.. Что это означает для России в ближайшей (до 2030 г) и отдаленной (до 2050 г) преспективе? Взгляд на проблему в беседе экономиста Сергея Гуриева и Владимира Дребенцова, компания BP.

изменение климата, Энергетический переход

30.10.2020 14:04:02

О пользе масок/ Аэрозольное заражение - неожиданность для вирусологов

Интервью с немецким вирусологом Хендриком Штриком (Hendrik Streeck), возглавляющим Институт вирусологии и исследований ВИЧ Медицинской школы Боннского университета:

инфекции, COVID19, маски

14.10.2020 11:34:00

Фертилизация океана

Интервью о проведённом в июле 2012 г. крупномасштабном геоинженерном эксперименте. Частная компания — организатор эксперимента — сбросила в океан сто тысяч тонн железа с целью искусственного «удобрения» расположенного в 300 км от западного побережья Канады участка Тихого океана и форсированного размножения планктона в этом районе. В научной терминологии подобное искусственное воздействие известно как фертилизация ( «удобрение») океана или как метод климатической геоинженерии.

геоинженерия, удобрение океана

13.10.2020 16:35:50

Железо в аэрозоле и фосфаты в воде – причина природной катастрофы на Халактыринском пляже/ Пусковой механизм цветения Авачинского залива.

Согласно нашим выводам, причиной гибели морских обитателей стал не какой-то особый загрязнитель или токсин, а изменение концентрации кислорода, сопровождающееся критическим закислением донных слоев. Эта картина характерна для замора рыбы в результате сбрасывания органических веществ и пестицидов в воду рек или замкнутых водоемов, но в данном случае сброс был столь велик, что произошло закисление морской воды, что вместе с падением содержания кислорода привело к гибели обитателей морского дна.

аэрозоли, Железный песок

RSS
Архив "Интервью"
Подписка на RSS
Реклама: