Get Flash Player
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Главная Информация / Info Новости / News-архив Обнаружены свидетельства недавней активности чёрной дыры в центре Млечного Пути

Обнаружены свидетельства недавней активности чёрной дыры в центре Млечного Пути

Сотрудники Киотского университета (Япония) обнаружили следы рентгеновской вспышки сверхмассивной чёрной дыры в центре Млечного Пути.

Возможность оценивать недавнюю активность чёрной дыры — Стрельца A* — дают рентгеновские наблюдения галактического центра и расположенных здесь гигантских молекулярных облаков (МО). Последние содержат нейтральное железо, K-альфа и K-бета линии которого и выявляют телескопы. Этим линиям соответствуют энергии в 6,40 и 7,06 кэВ и переходы электрона на К-оболочку с L-оболочки (K-альфа) и М-оболочки (К-бета).

Облака имеют чрезвычайно низкую температуру и самостоятельно создать условия для испускания K-альфа и K-бета не могут. Инициировать этот процесс должны какие-то внешние воздействия, и наиболее разумной считается гипотеза о рентгеновском облучении МО: в её пользу свидетельствуют отмеченные астрономами быстрые (происходящие за несколько лет) изменения вида К-линий, вызвать которые в МО размером порядка 10 световых лет способны только фотоны. Эта гипотеза также предсказывает появление излучения в жёстком рентгеновском диапазоне, обусловленного томсоновским рассеянием падающего излучения, и в 2010 году астрономы зарегистрировали ожидаемые жёсткие (20–60 кэВ) рентгеновские лучи при наблюдении облака Стрелец В2.

Следовательно, излучение МО можно представить себе как «эхо» более интенсивного рентгеновского излучения, испускаемого неким астрофизическим объектом. Логично предположить, что этим объектом был Стрелец А*, расположенный в нескольких сотнях световых лет от молекулярных облаков, но исключить другие варианты учёные не могли: им не хватало чёткой оценки светимости источника, облучающего МО. Если бы светимость оказалась достаточно высокой, все кандидаты, кроме сверхмассивной чёрной дыры, были бы вычеркнуты автоматически.

Рентгеновские спектры Стрельца В2 (сверху) и M0.74−0.09 (иллюстрация из Astrophysical Journal Letters).

Новые наблюдения центра Галактики были проведены в октябре 2005-го и сентябре 2009-го с помощью установленного на борту спутника Suzaku спектрометра XIS. В изученную область попали два МО — Стрелец В2 и M0.74−0.09.

При сравнении спектров, снятых в 2005-м и 2009-м, японцы отметили явное уменьшение потока рентгеновского излучения от Стрельца В2 и M0.74−0.09, которое затрагивает и К-линии железа, и область более высоких (8–10 кэВ) энергий. По результатам измерений была рассчитана минимальная светимость, необходимая для создания «эха», — 4•1037 эрг/с. Это значение, недостижимое для известных стабильных и кратковременных источников излучения в галактическом центре, может соответствовать только рентгеновской вспышке Стрельца А*, произошедшей (с точки зрения наблюдателя на Земле) несколько веков назад. Временнóй интервал здесь, как несложно догадаться, отвечает расстоянию между Стрельцом А* и молекулярными облаками.

Схема возникновения рентгеновского «эха». Поскольку МО неоднородны, яркость «эха» зависит от точки его зарождения; можно предположить, что излучение, наблюдавшееся в 2005-м, испускалось в областях высокой плотности, а в 2009-м — на участках низкой плотности. Проведённая справа парабола — это «линия одинаковой временной задержки», то есть линия, на которой «эхо» от Стрельца В2 (Sgr B2) и M0.74−0.09 доходят до наблюдателя на Земле одновременно. Расстояния указаны в световых годах. (Иллюстрация из Astrophysical Journal Letters.)

Полная версия отчёта опубликована в издании Astrophysical Journal Letters; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Подготовлено по материалам Technology Review.

Источник

следыЯпонияуменьшениеновыеактивностьнаблюденияс

16.09.2011, 1456 просмотров.

21.08.2019 22:53:12

21 августа 1981 года поставлен вопрос о глобальном потеплении

В интервью вопрос обсуждают представители Росгидромета и ассоциации городов

Росгидромет., интервью, вопрос

26.06.2019 13:40:41

Возобновляемая энергетика устремилась в регионы / RENWEX 2019

Розничный рынок возобновляемой энергетики в России с нетерпением ждет тарифных решений, но в условиях молчания законодателей он активно развивается самостоятельно. К уже реализованным ранее проектам в изолированных энергорайонах Дальнего Востока добавляются проекты в других регионах страны. Формируется система поддержки проектов энергообеспечения потребителей на основе ВИЭ как на региональном уровне, так и в части развития микрогенерации.

RENWEX 2019

08.04.2019 00:11:00

Загадка Байкальских очистных/ Экологическое бедствие Листвянки и Слюдянки повторится в Улан-Уде? / Про рачка-эпишуру

В поле зрения Ecolife – дискуссия, развернувшаяся вокруг нормативов очистных сооружений на Байкале, который как известно – священное море и гордость России, а по запасам пресной воды – №     1 в мире. Информационным поводом стала постановка вопроса об отмене нормативов, которые действовали в одном из Приказов Минприроды (Приказ №     63 от 05. 03.2010) и замену этих нормативов на более «справедливые».

очистные, Байкал

22.03.2019 11:40:59

Проблемы заповедников обсудили в Сочи /Перезагрузка системы и борьба с "экологическими спекулянтами"

В Сочи состоялся ряд стратегических сессий для сотрудников заповедной системы. Зам. директора Росзаповедцентра Артур Мурзаханов «Впереди – модернизация всей системы охраны. В ближайшее время у инспекторов появится форма, оружие и, главное, — учебный центр»

заповедник, Росзаповедцентр, ООПТ, Сочи

13.03.2019 17:48:50

Качество воздуха - как его измеряют и что с ним делать

Речь идет в основном о частицах пыли размером до 2,5 мкм. По мнению ВОЗ именно эти частицы представляют наибольшую угрозу для здоровья, так как способны оставаться в воздухе в течение длительного времени и попадать в легкие.    «Это мельчайшие кусочки сажи от пожаров (черный углрод), асфальтовая пыль из-под колес автомобилей и частицы самих автомобильных покрышек, трущихся об асфальт, а также промышленные загрязнения — частицы минеральных солей – сульфаты и нитраты, а также окиды серы».

качество, воздуха, страна

04.03.2019 14:07:00

Жорес Алферов - солнечная энергия не имеет альтернатив

Сегодня в мире установлено более 450 ГВт мощности на электростанциях солнечной энергетики и более 580 ГВт — в виде ветряков. В начале 21 первого века этой энергетики еще не существоало. Именно поэтому, нобелевский лауреат Жорес Алферов, мог утвержадть, что у солнечной энергетике «нет альтеранитив».

солнечная энергетика, Алферов