Главная Информация / Info Новости / News-архив Экзопланета CoRoT-2b быстро теряет массу, разрушаемая рентгеновским излучением своей звезды

Шестеро астрономов из Гамбургского университета установили, что экзопланета CoRoT-2b должна очень быстро терять массу под действием рентгеновского излучения своей звезды.

CoRoT-2b стал вторым «горячим Юпитером», обнаруженным французским космическим телескопом CoRoT. Экзопланета совершает один оборот по орбите за 1,74 дня и отличается большими размерами: её радиус оценивается в 1,465 юпитерианского, а масса — в 3,31 юпитерианской. Звезда CoRoT-2 — жёлтый карлик в созвездии Орла, во многом напоминающий Солнце, — менее интересна, но всё же выделяется на общем фоне своей высокой активностью. В четырёх угловых секундах от неё размещена другая звезда, 2MASS J19270636+0122577, которая, как предполагалось, находится в гравитационной связи с CoRoT-2.

В новом исследовании обсуждаются результаты оптической спектроскопии и рентгеновских наблюдений CoRoT-2 и её компаньона. Данные для обработки авторам предоставили спектрограф UVES, смонтированный на «Очень большом телескопе», и космическая рентгеновская обсерватория «Чандра».

Снимок CoRoT-2, на котором рентгеновские данные выделены фиолетовым (иллюстрация НАСА / CXC / Univ of Hamburg / S. Schröter et al, NSF / IPAC-Caltech / UMass / 2MASS, UNC / CTIO / PROMPT).

Рассмотрев оптические спектры, германские учёные выяснили, что расстояние между Землёй и CoRoT-2 должно составлять около 270 пк (880 световых лет), а возраст светила попадает в диапазон от 100 до 300 млн лет. UVES также подтвердил гипотезу о гравитационной связи звезды и её компаньона.

Рентгеновский спектр CoRoT-2 показал, что звезда проявляет высокую активность и в этой области: её светимость, рассчитанная для интервала 0,3–4 кэВ, составила 1,9•1029 эрг/с. На орбите CoRoT-2b, приближающейся к светилу на 0,03 а. е., такой светимости соответствует поток рентгеновского излучения в 8,5•104 эрг•см–2•с–1, на пять порядков превосходящий значение, которое характерно для Земли. Если астрономы не ошибаются в своих оценках, ионизирующее излучение будет сильно влиять на эволюцию и структуру атмосферы CoRoT-2b и способствовать «испарению» её вещества. По словам руководителя научной группы Себастьяна Шрётера (Sebastian Schrőter), масса CoRoT-2b должна ежесекундно уменьшаться на 4,5•1012 г (4,5 миллиона тонн).

Интересно, что рентгеновская светимость компаньона CoRoT-2, который, видимо, развивался вместе с ней, не превышает 9•1026 эрг/с; иначе говоря, 2MASS J19270636+0122577 представляется менее активным и более «древним». «Несоответствие уровней активности можно объяснить тем, что рядом с CoRoT-2 находится экзопланета, которая взаимодействует со звездой», — высказывает предположение другой участник исследования Стефан Чесла (Stefan Czesla).

Рентгеновское изображение CoRoT-2 и окружающей области пространства. Красным отмечено расположение самой CoRoT-2 и её компаньона. (Иллюстрация из журнала Astronomy & Astrophysics.)

Полная версия отчёта опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Подготовлено по материалам Space.Com.

Источник