Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player  
Всё об экологии ищите здесь:
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама


Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная Информация / Info Инновации / New! Экология 2030 - комментирует Юрий Трутнев / Наилучшие доступные технологии защитят экологию России

Экология 2030 - комментирует Юрий Трутнев / Наилучшие доступные технологии защитят экологию России

Экология 2030 - комментирует Юрий Трутнев / Наилучшие доступные технологии защитят экологию России

Министерство природных ресурсов и экологии подготовило пакет экологических инициатив - »Основы экологической политики России на период до 2030 года». Документ не просто формирует политику государства в этой сфере, он вводит ориентиры для совершенствования законодательства и новые принципы устойчивого развития. Сейчас проходит согласование пакет из восьми законодательных документов, касающихся совершенствования системы нормирования и экологического стимулирования в области охраны окружающей среды, экологического аудита и других не менее важных проектов. Что предлагается изменить в экологическом законодательстве? Как будет проходить переход предприятий на принцип наилучших доступных технологий? Об этом рассказывает министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев.За десять лет экологическая ситуация в нашей стране остается стабильной. Объемы выбросов загрязняющих веществ в воздух, сбросы в водные источники практически не изменились. В последние годы повысился только уровень образования отходов. Мы не можем назвать эту стабильность благоприятной, поскольку сегодня около 10 млн россиян проживает на территориях с высоким уровнем загрязнения окружающей среды.
Система государственного регулирования охраны окружающей среды в России разрабатывалась в 1980-х годах на основе эколого-экономических моделей того времени. Очевидно, что она устарела.Какие накопились проблемы? Прежде всего система нормирования негативного воздействия на окружающую среду субъективна и позволяет предприятиям неограниченно загрязнять воздух, воду, почву. Существующая сейчас плата за негативное воздействие минимальна и не индексировалась с 1991 года. Она не стимулирует предприятия внедрять «зеленые» технологии. Нет механизма ликвидации накопленного экологического ущерба. Не обеспечены условия для создания бизнес-среды в сфере переработки и утилизации отходов. Практически ликвидирован институт государственной экологической экспертизы, так как в действительности он затрагивает только 5% всех объектов.Минприроды России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти подготовило пакет из восьми экологических законопроектов, охватывающих различные стороны отношений человека и природы. Большая часть из них уже согласована и внесена в правительство.
Предприятия-загрязнители поделят на три категории
Самый важный законопроект — о нормировании и экономическом стимулировании. Действующая сегодня система нормирования негативного воздействия основана на предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воздухе и воде. Ее основные недостатки в том, что она, с одной стороны, предъявляет избыточно жесткие требования (нормируются более 2000 загрязняющих веществ), с другой стороны — субъективное решение чиновника позволяет устанавливать любой лимит. Такая конструкция законодательства приводит к тому, что практически все крупные промышленные предприятия десятилетиями превышают установленные нормативы, отчисляя в бюджет незначительные суммы в качестве платы за негативное воздействие, и не имеют никаких стимулов к модернизации.Что мы предлагаем? Прежде всего — разделить предприятия на группы по степени воздействия на окружающую среду. Это целесообразно, поскольку из миллиона всех наших предприятий за 99% выбросов и сбросов отвечает только 11,5 тысячи.
700 тысячам организаций, которые незначительно воздействуют на природу, мы предлагаем перейти на декларирование, а для 290 тысяч с умеренным воздействием нормативы будут устанавливаться по факту сбросов и выбросов при наличии программ снижения негативного воздействия на природу. Таким образом, мы снимаем административные барьеры, уменьшаем количество справок и бумаг для большинства предприятий.Что же касается оставшихся почти 11,5 тысячи опасных экологических объектов, которые являются основными загрязнителями окружающей среды, то по отношению к ним законопроект планирует переход на принципы наилучших существующих доступных технологий (НДТ). При выборе этого принципа мы опирались на мировой опыт.Что же такое «наилучшие доступные технологии»? Это технологии, которые уже внедрены на одном или нескольких предприятиях и предлагаются к использованию. Для каждой технологии существуют показатели выбросов, сбросов, потребления воды и энергии, в расчете на единицу произведенной продукции. Они формируют новую систему технологического нормирования для крупных предприятий.
Для внедрения НДТ необходимо описать 6 тысяч технологических процессов, составить 27 отраслевых справочников, обновляющихся один раз в три года. Мы не собираемся изобретать что-то   новое. НДТ существуют не в национальном, а в межнациональном масштабе, поэтому, прежде всего, мы будем переводить и адаптировать уже имеющиеся справочники BREF. Это достаточно большая работа, для нее предусмотрен переходный период.Принятие законопроекта будет способствовать увеличению доходов бюджета от платы за негативное воздействие на окружающую среду в России в 2015 году с 18 млрд. рублей до 50 млрд. рублей.
При этом, для предприятий, переходящих на НДТ, плата за негативное воздействие может быть полностью зачтена в счет затрат на эти мероприятия, а после внедрения НДТ при условии соблюдения технологических нормативов взиматься не будет.Масштабная модернизация экономики нуждается в экономической поддержке со стороны государства. Проектом закона предусмотрено применение методов экономического стимулирования.Предлагаемый набор инструментов сделает инвестиции в наилучшие доступные технологии более привлекательными, чем продолжение работы на изношенном и неэффективном оборудовании, в том числе субсидирование государством процентной ставки по инвестиционным кредитам, введение дополнительного коэффициента к норме амортизации, равного 2 и другие.
Каковы этапы перехода на принципы НДТ? С 2012 до 2014 года планируется разработать всю необходимую документацию, разделить предприятия на категории и утвердить планы мероприятий по снижению воздействия.С 2014 года мы предлагаем запретить проектирование новых объектов, не соответствующих принципам наилучших существующих доступных технологий. С 2016 года — установить запрет на ввод в эксплуатацию новых предприятий, чьи выбросы и сбросы не соответствуют НДТ, за исключением тех, которые проектировались до изменения законодательства. И, наконец, только с 2020 года вводимые административные ограничения будут касаться существующих предприятий. При этом, если существующие предприятия до 2020 года начали программу модернизации, то им предоставляется еще пятилетний период для ее завершения.
За отходы ответят регионы
Теперь о законопроекте об отходах. Сегодняшнее законодательство не предусматривает полномочия и ответственность органов местного самоуправления и субъектов РФ в этой сфере. Мы предлагаем дать регионам право утверждать предельные нормы образования отходов на единицу выпускаемой продукции, устанавливать лимиты размещения отходов и определения мест их захоронения.
Вновь возрождается вид деятельности, связанный с переработкой вторичных отходов. Мы закладываем возможности устанавливать, определять отрасли промышленности и виды продукции, по которым будет работать залоговый механизм, то есть стоимость продукции будет включаться в стоимость утилизации. Регионам предоставляются полномочия устанавливать порядок приема тары, пригодной для многоразового использования, под ранее внесенный залог. Этот механизм прекрасно работал в Советском Союзе.
Кроме того, в законопроект заложена норма, что если отходы производства размещены безопасно, к примеру, нет дренажа в почву, и никак не угрожают окружающей среде, то мы обнуляем плату за их хранение. Для чего это делается? Дело в том, что сегодня большинство полигонов не оборудовано соответствующим образом. Поэтому министерство добивается, чтобы предприятия были заинтересованы хранить мусор без вреда природе.Назад в прошлоеТеперь о накопленном экологическом ущербе. По результатам анализа выделены 194 «горячие» экологические точки. Главным критерием здесь является объем и степень влияния отходов на здоровье человека и окружающую среду.Минприроды России разработало проект федерального закона, которым устанавливаются полномочия по ликвидации ущерба, вводятся меры экономического стимулирования этих работ, определяются механизмы государственно-частного партнерства.В этом году по поручению главы правительства мы уже приступаем к реализации четырех таких проектов — на Земле Франца-Иосифа, острове Врангеля, Джидинском вольфрамо-молибденовом комбинате на Байкале, где скопилось большое количество нефтепродуктов.
Заповедники скоро будет не узнать
Достаточно важный для нас законопроект — об особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Он включает в себя меры, направленные на создание условий для строительства туристической инфраструктуры в соответствующих зонах национальных парков и разрешает экологически безопасный туризм в качестве одного из видов деятельности заповедников. Мы должны иметь возможность создавать туристическую инфраструктуру в рекреационных, специальных, предназначенных для этого законодательством зонах национальных парков, совершенствовать инфраструктуру заповедников. В этом году эта работа уже началась.Уверен, что предлагаемый комплекс мер создает новую, современную основу для правового регулирования охраны окружающей среды в России.
Помимо тех проектов, на которых я подробно остановился, Минприроды России подготовило и включило в пакет законопроекты о сохранении морской среды и ее защите от нефтяного загрязнения, о повышении эффективности организации государственного экологического мониторинга, контроля, проект закона об экологическом аудите.Мы вводим систему инструментов, основанных на долгосрочных стимулах для перехода промышленности на принципы минимального воздействия на окружающую среду, повышения эффективности использования природных ресурсов.

Источник — «Российская газета» — Экономика «Экология» № 5469 (93)

основы политикиЮ. Трутнев 

01.05.2012, 1593 просмотра.


Нравится

ИННОВАЦИОННЫЙ КАНАЛ
12.11.2018 20:34:42

Жить на воде. Плавучие города-государства спасут человечество?

Идеологи систейдинга предлагают альтернативу жизни на суше – свободные сообщества, плавающие в открытом море вне юрисдикции конкретной страны

потенциал, города, вода

30.10.2018 10:57:31

Как растения сделали планету пригодной для жизни

Растения превратили безжизненную пустыню в цветущую планету. Как им это удалось?

жизни, планету, растения

20.10.2018 11:17:00

Как не превратить 4 триллиона рублей в мусор? Особенности нацпроекта "Экология"

Минприроды разработало план создания единой управляющей компании в сфере обращения с отходами. Госкомпания будет распределять средства от экологического сбора, финансировать инвестпроекты и покупать активы в мусоропереработке

мусор, экология, нацпроект

22.09.2018 12:44:00

Что такое нацпроект «Наука» и как его создавали

Как устроена работа над национальным проектом «Наука», откуда он будет финансироваться и как планируют создать в России научные центры мирового уровня

наука, проект, Россия

17.08.2018 19:39:00

Уроки для 21-го века (Vintage Digital) / О том, что 2050 год имеет в виду для человечества.

Забудьте о программировании — лучший навык для обучения детей — это переосмысление. В этом эксклюзивном извлечении из своей новой книги, автор Sapiens показывает, что отличает 2050 год от всей остальной истории человечества.

Юаваль Харари, человечества, уроки

17.07.2018 11:55:00

Последние расчеты расширения Вселенной требуют новых физических теорий

Астрономы представили максимально точные подсчеты скорости расширения Вселенной на сегодня. Оно все еще ускоряется, а современные теории и модели пока не дают ответа на вопрос: «Почему?»

Вселенная, теория, физика

08.07.2018 16:42:13

Могут ли потери на излучение звёзд объяснить тёмную энергию?/ Спросите Итана

Представление художника о тех временах Вселенной, в которые формировались первые звёзды. Из-за их света и слияний они будут испускать излучение, как электромагнитное, так и гравитационное. Но способно ли преобразование материи в энергию создавать антигравитацию?

Звезды, излучение, энергия

RSS
Архив "Лекции/Семинары"
Подписка на RSS
Реклама: