Автомобильные и велосипедные шины — одни из самых вредных источников микропластика, который ветрами переносится по воздуху и оседает на земле и водной поверхности. В конце срока службы большинство шин оказывается на свалке, отчасти потому, что смесь каучуков в их составе затрудняет переработку. Поиски решения проблемы ведутся ведущими институтами стран мира с развитой промышленностью: производство автомобилей растёт, как и количество шин, которые приходят в негодность.
Учёные из России исследовали влияние различных способов обработки резиновой крошки и нашли способ уменьшить отрицательное влияние на экологию утилизации резиновых отходов. Измельчённые старые шины включат в состав геополимеров — новых экологичных материалов. Наилучший результат показало воздействие водным раствором перманганата калия — полученные материалы обладают увеличенной прочностью и могут быть использованы в строительстве. Работа была поддержана грантом Российского научного фонда(РНФ) и опубликована в международном журнале.
Ежегодно в мире накапливается около 25 млн тонн отработанных покрышек, но только половина успешно перерабатывается — в основном сжигается в печах цементных или целлюлозно-бумажных заводов — остальные же складируются на свалках. Все существующие подходы связаны с большим выбросом парниковых газов в атмосферу и загрязнением окружающей среды, что делает поиск альтернативного подхода особенно актуальным.
Один из перспективных методов — включение измельчённых резиновых отходов в состав геополимеров. Они состоят из двух компонентов: твёрдой люмосиликатной фазы и так называемого активационного вещества, например, гидроокиси щёлочи.. Поскольку чаще всего твёрдая фаза представлена минеральным составом, в названии появился корень«гео». Сырьём могут выступать как природные образования(например, глина), так и промышленные отходы(доменные гранулированные шлаки, хвосты обогащения металлических руд и другие).
При смешивании активационного вещества с измельчённой твёрдой фазой получается материал, пригодный для строительной промышленности. Так вот, если же ввести резиновую крошку в процесс в таком виде, как она есть(необработанную специальным раствором), то материал получается непрочный. Ценность же нынешнего исследования в том, что учёные из Ростова-на-Дону и центра«Сколково» нашли эффективный способ иммобилизации(закрепления) отходов из резиновых шин в геополимерных материалах с улучшенными механическими свойствами.
В итоге эта работа открывает перспективы переработки большого количества резиновых отходов в экологичных геополимерных бетонах без ущерба их прочности, способствуя уменьшению загрязнения окружающей среды и созданию новых«зелёных» и недорогих конструкционных материалов для строительной отрасли.
В феврале 2000-го года ушел из жизни выдающийся ученый и основатель нашего журнала Никита Николаевич Моисеев. Публикуем статью написанную его учеником — Владимиром Александровым, по следам событий 1983 года, когда группа советских ученых была приглашена вместе со своими американскими коллегами выступить в сенате США и официально засвидетельствовать прогнозы о климатических и других глобальных последствиях ядерной войны.Никогда — ни до, ни после этих событий, российских ученых не приглашали давать официальные показания в высшем законодательном органе США.
В декабре человечество, наконец, получило то, чего ученые-астрономы ждали почти вечность: точное расстояние от Земли до звезд. Однако, как часто бывает в науке, новые данные породили предположение о наличии ранее неизвестной загадки, решение которой может стать«открытием века».