«Фактически мы пошли на риск, совместив сразу несколько экспериментов. Мы впервые испытываем пилотируемый корабль „Союз-МС“ вместе с ракетой-носителем «Союз-2.1а» с российской цифровой системой управления. И впервые испытываем пилотируемый корабль вместе с роботизированной платформой, — рассказал глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. — Наш дорогой «Федор“ вел себя абсолютно адекватно, он комментировал весь ход отделения ступеней ракеты и обстановку в самой кабине, получал информацию со с датчиков, передавал телеметрию».
Чем конкретно займется на орбите первый российский робот-аватар? О научной программе разработчики говорят осторожно. На 28-30 августа намечены 5-6 экспериментов. «Федор» уже научился манипулировать предметами, с которыми космонавты имеют дело постоянно: ключ, отвертка, шуруповерт, электрические разъемы… Сможет ли андроид работать в невесомости также эффективно, как и на Земле? Вариант один: «Надо, Федя, надо». Если первые испытания пройдут успешно, в следующий раз робот с кучей апгрейдов и модификаций уже выйдет в открытый космос — и там он сможет что-нибудь открутить, прикрутить, отремонтировать на обшивке МКС…
«Запланирована целая серия экспериментов — с точки зрения отработки систем управления этой машины в режиме аватара, — рассказал Дмитрий Рогозин. — Это крайне важно для перехода к следующей стадии испытаний. Через пару-тройку лет мы уже сделаем машину, работающую на внешнем борту станции».
Ну а пока что полной свободы «Федору» не дадут — во время своего первого полета он будет лишь повторять движения человека, облаченного в специальный костюм-экзоскелет.
«Это еще называют „аватарным управлением“. Космонавт Александр Скворцов благодаря костюму сможет буквально почувствовать себя в теле робота, — рассказал разработчик робота, исполнительный директор НАО «Андроидная техника» Евгений Дудоров.
В перспективе именно этот режим управления станет самым полезным. Почему? Выход космонавтов в открытый космос может длиться более 10 часов, они работают на внешней обшивке «Союзов» и МКС. Это длительный стресс, изматывающие условия и, будем честны, все-таки ситуация повышенной опасности. А если для таких работ использовать «Федора», операторы в управляющих костюмах могут меньше рисковать и больше отдыхать.
«Робот должен повторять самые сложные движения человека в условиях невесомости и малой радиации.
Отличие нашей платформы от всех остальных (в том числе американского робота-астронавта) — очень мелкая моторика. Фактически, это способность работать не кувалдой, а пинцетом, -рассказал Дмитрий Рогозин. — Именно это необходимо для того, чтобы в будущем обеспечить ремонт сложных агрегатов. В том числе — без участия человека, в том числе, — в условиях открытого космоса».
Все полторы недели на станции «Федор» будет активно общаться с космонавтами — у него в памяти хранится множество фраз и диалогов. Для этого на него установили голосовую систему и электронику, устойчивую к малой радиации. Плюс — заменили часть двигателей и контроллеров, компьютерную «начинку». Поставили новые камеры, защитный пластик… Сегодня «Федор» в цифрах выглядит так: вес 160 кг, рост 180 см. 72 степеней свободы, из них 48 — приводных. В добавок робот обвешан датчиками. 48 датчиков, которые считывают изменение и скорость изменения угла поворота. Два акселерометра и гироскопа, два датчика нагрузки (давления). Плюс — два аккумулятора от скафандра «Орлан», которых с запасом хватит на все время работы — вплоть до седьмого сентября, когда запланирована посадка на Землю.
Кстати, «Федор» летит в космос не в гордом одиночестве. Рядом с ним «Маруся» — милая вязаная фигурка космонавта — индикатор невесомости. В добрый путь, Земля прощай.
Зачем роботу ноги на МКС?
«Сейчас мы будем использовать их для якорения. То есть, за них космонавты зацепят робота, прижмут к стенке, и он будет работать, — рассказал Евгений Дудоров. — Если мы говорим о каких-то будущих миссиях, когда робот попадает, допустим, на Луну. То логично было бы сделать так, чтобы он сам покидал космический корабль, брал инструмент и тут же приступал к работе. Ноги тут — один из возможных вариантов».
22.08.2019, 1782 просмотра.