Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"

Всё об экологии ищите здесь:

   
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама


Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная Информация / Info Инновации / New! Электромобиль - реальная альтернатива ДВС? / Битва за экологию + битва за технологию

Электромобиль - реальная альтернатива ДВС? / Битва за экологию + битва за технологию

Электромобиль - реальная альтернатива ДВС?  / Битва за экологию + битва за технологию

Слушания, проходившие в Общественной Палате открыл академик Евгений Велихов: На меня произвело огромное впечатление, когда я был год назад в Париже и увидел – там в действии систему carsharing – краткосрочный (час-два) прокат электромобилей. Там сначала все сопротивлялись и говорили, что это все ерунда. Но сначала они пробились с этими велосипедами, которые вы можете брать на улице по карточке и это дело пошло. Но я понимаю, что в России велосипед – это не характерный вид транспорта, но зато я увидел там начало того, как в Париже действительно появляется электромобиль, который вы можете получить по карточке. И это есть решение не только техническое, не только экологическое, но это есть еще и социальное решение, потому что в этом случае автомобиль получается услугой, а не инвестицией капитальной. Вам не надо покупать автомобиль и тогда все меняется. А вообще говоря, вторая цифра, которая меня убивает, это не знаю правильная она или нет, но она заключается в том, что с автомобилями, во-первых, вроде бы они приспособлены, чтобы ехать, но как вы видите сегодня, ваши коллеги не едут, они стоят. А вторая сторона еще более важная – что сегодня  полная мощность автомобильных двигателей, не важно дизельных, бензиновых, во всем мире составляет гигантскую величину -  от 50 до 100 тысяч гигаватт. А все электростанции мира – всего 15 тысяч гигаватт. Мира! Получается такая ситуация, что мы создали такую мощность и держим ее вхолостую-впустую. В лучшем случае они в пробках стоят, в худшем они просто стоят на обочине.
Выступивший за ним член-корр РАН Сергей Варфоломеев (директор института Биохимической физики им. Эммануэля) обратил внимание на огромную скорость перестройки приоритетов развития. Простейший пример  — говорит он — то, что мы с вами пережили в течение пятилетия переход от химических форм записи информации к фотографии, к электронным формам. Была большая компания KODAK, которую все знают, вернее знали, точнее так будем говорить — ведь это была глобальная корпорация, которая покрывала потребности в фотопленке всего мира. Сегодня нет такой компании по той простой причине, что движение электрона все-таки гораздо быстрее движения молекул и перестройки их  молекулярных орбиталей, что как следствие, дает массу преимуществ, реализованных в электронной форме записи информации. Лично у меня, — продолжил Варфоломеев — никаких сомнений нет, что в ближайшее десятилетие электромобиль будет банальная вещь, которая сильно потеснит, а возможно и вытеснит двигатель внутреннего сгорания.
На слушаниях выступил Анатолий Долголаптев (ген. директор компании ТЭМП, давно работавший на стыке проблем электромобиля с правительством Москвы), который отметил, что много лет на тему электромобиля изо всех сил и везде говорят руководители экологических структур — московских в частности. Они борются не за внедрение электромобилей, а против автомобильных выбросов в городе, хотя и это имеет глобальное значение, не только городское. Но суммарно – разговор идет о замене муниципального транспорта в городе и эта формулировка сразу завязывает города, субъекты федерации и так далее на решение этой проблемы путем поэтапной реформы на транспорте. С точки зрения философии развития это наиболее правильная формулировка -для отечественных электромобилей и гибридов.  Гибриды — потому что ясно – рывком электромобили не получатся, будет система перехода через разные ступени — развные типы гибридов, в том числе и неподключаемых. И первый массовый этап будет временем неподключаемых гибридов — после начала внедрения сланцевого газа это уже очевидно. Ё-мобиль наиболее перспективеное на сегодня решение для ближайшего будущего по легковому транспорту.
В резолюцию слушаний он предложил внести  разработку электромобилей со пониженной стоимостью, а платформе «зеленый автомобиль» необходимо включить в себя подпрограмму развития электротранспорта.
Анатолий Долголаптев представил разработку в которой активно сочетались достоинства мотор-колеса с высоким моментом вращения (почти в 4 раза превосходящим зарубежные аналоги) и конденсаторов, позволяющих осуществлять рекуперацию энергии на временах в десятки секунд, значимых для автомобильного транспорта. Он отметил, что есть две задачи – первая — улучшать источник энергии, то есть накопитель, а вторая — экономить энергию.  «Вторая задача решена — я сразу называю цифру — в городе можно сегодня экономить в общей сложности 25-30% энергии, затрачиваемой на движение. А это означает, что батарея может быть на 20-30% меньше по объему! И поэтому иной может стать цена электромобиля -  неправильно мы многие вещи задаем методологически. Надо говорить не о стоимости автомобиля продажной, а о стоимости владения транспортным средством» отметил Длоголаптев.


Альтернативный подход представил на слушаниях Максим Осорин, который выступал как директор компании Револьта, активно взаимодействующей с сетевыми компаниями — МРСК и ФСК.  Его бизнес модель предлагает отказаться от фиксированной цены на электричество, заменяя ее комплексом услуг главным из которых является быстрая зарядка.Однако и преимущество почти бесплатной по сравнению с ездой на бензине стоимостью зарядки электромобиля при этом сразу оказывается под вопросом.

После ряда консультаций компаний Револьта была принята следующая бизнес-модель развития зарядной инфраструктуры — расскзал Максим Осорин. Она называется «нерегулируемая» потому что цена на услугу по зарядке не будет устанавливаться регулятором, то есть государством. Еще важный момент, что эта модель не предполагает продажи электроэнергии от зарядной станции, она предполагает оказание зарядной услуги, куда входит предоставление парковочного места, предоставление зарядной станции, оказание комплекса информационных и сопутствующих услуг.

Полезно сравнить эту модель с происходящим в мире -  битвой стандартов между сменяемыми аккумуляторами (Bettery Place) и технологией быстрой зарядки, развернувшейся между двумя производителями, вложившими миллиарды в развитие проектов электромобилей  — Элона Маска из Калифорнии и Идана Оффера из Израиля.
«Ключевой аргумент людей против электромобилей — это сомнение, что у них не будет такого же чувства свободы, которое им дает автомобиль на бензине», — говорит Элон Маск и делает заправку абсолютно бесплатной, и крайне быстрой — на его станциях в Калифорнии подзарядка длится всего около 15 минут и не требует оплаты — считается, что «все включено» уже при покупке электромобиля.
Его оппонент Идан Офер, предлагает альтернативный взгляд на ту же проблему. Его проект — компания Better Place — построила сеть сервисных станций в Израиле и Дании, где водителям седанов Renault Fluence Z. E. легко и быстро заменяют израсходованные батареи на полностью заряженные. Действие занимает несколько минут и выполняется роботами. «Я хочу, чтобы сеть разрослась как можно быстрее, и я хочу, чтобы она охватила всю Европу», — говорит Офер, чье состояние Forbes оценивает в $6,2 млрд.
Борьба стандартов уже вышла за национальные рамки и ведется сейчас на международной арене -  главным образом за огромный рынок автомобилей Китая, где у каждого из стандартов есть свои успехи. На очереди — рынок Индии.
Тем временем Россия не только полностью пренебрегает усилиями собственных разработчиков, но и игнорирует происходящее на мировой арене. Планируя сделать газ на 50% основным топливом для автомобилей, Правительство вновь кладет все яйца в одну корзину, где они могут разом лопнуть.
В тоже время в Москве есть места, где пилотный проект электромобильного транспорта может начаться совсем скоро. Об одном из таких мест на слушаниях рассказал Петр Кудрявцев — руководитель проектной группы проекта  «АРТ-Квартал». Мы создаем новый московский Сохо — сказал он, где будут жить представители творческого, креативного класса.  «АРТ-Квартал» — это 547 гектар в районе Басманной, это правый берег Яузы, большая территория, очерченная железнодорожными линиями Казанского и Курского направления и Яузой. «Я хотел предложить, чтобы вот именно эта часть, связанная с электромобилями в АРТ-Квартале могла бы стать неким пилотным проектом, который в частности находится под координацией или курируется Общественной палатой.  К сожалению, пока все, что связано с электромобилями вызывает небольшой скепсис. Мы продолжаем доказывать эту идею, и мне кажется, что здесь нам было бы очень важно выступать как-то  совместно с Общественной палатой и доказывать, образовывать наших коллег из Правительства по этому поводу. Первично мы готовы сами финансировать пилотный проект. Имеется в виду, если, например, мы говорим о том, что мы вводим новый маршрут, мы готовы закупить какое-то определенное количество и электробусов и показать как это работает. Это первое. Второе, когда мы говорим по поводу самого АРТ-Квартала, дело в том, что там огромное количество очень узких и неудобных переулков, которые не подразумевают вообще в принципе возможность проезда шатла, поэтому мы именно говорим про некие частные варианты каршеринга, например, когда используются небольшие Смарты или какие-то небольшие Рено и так далее. И третье, это то, что мы ведем переговоры с крупными немецкими автомобильными концернами. Изучаем их опыт и возможности  совместного предприятия с ними именно на основе электромобилей, что позволит  решить вопрос на начальной стадии. Они готовы входить в партнерские отношения для того, чтобы показывать будущее той продукции, которую они выпускают. Это касается и Mersedes и BMW».

Другим местом в Москве, где вскоре должен появиться электротранспорт является Профсоюзная улица, на которой в настоящее время расположен головной офис РОСНАНО. По информации Сергея Калюжного, руководителя экспертного Департамента РОСНАНО, с 2015 года по Профсоюзной улице, где как и на всех улицах Москвы, очень велика загазованность, будет осуществляться движение электроавтобусов на литий-ионных батареях Новосибирского завода.

И наконец Екатерина Квокова, представитель Федеральной Сетевой Компани, сообщила о планах компании по реализации пилотных проектов по электротранспорту: «На первом этапе мы планируем перевести часть своего транспорта на электротранспорт. Компания ФСК к сентябрю месяца планирует переехать за МКАД и мы порядка 1000 человек планируем перевозить от ближайших станций метро на электрическом транспорте. Вот вы видите мы планируем приобрести, порядка 5 больших 85-местных автобуса и 17 маршрутных такси, которые будут перевозить пассажиров от станции метро до офиса. Планируем в этом году. Это несколько пилотных проектов на первом этапе.“   Она сообщила и о проектах ФСК по созданию зарядной инфраструктуры в  Ставропольском крае, в Московской области, в Екатеринбурге и в Свердловской области. Однако без помощи региона мы не сможем справиться, — отметила представительница ФСК -  поэтому это даже не требование к региональной программе, наверное, правильно будет сказать пожелание. Потому что если в каждом регионе будет создана своя разработана целевая программа, то было бы здорово если бы существовало какое-то льготное кредитование или страхование.

Денис Ципулев, представитель Московской сетевой компании (МОЭСК) сообщил, что по его оценкам, сегодня около полутора тысяч автомобилей парка МОЭСК может быть переведено на электрическую тягу: “ Позицию государства и прежде всего инфраструктурной компании в лице Российских сетей Екатерина Квокова озвучила -  есть программа, есть планы по развитию зарядной инфраструктуры на территории Российской Федерации, которая предусматривает как саму собственно зарядную инфраструктуру, так и использование электромобилей различных типов и классов, как автобусов, так и легких коммерческих машин, так и легковых машин для собственных нужд сетевого комплекса. К сожалению, развитие электротранспорта – это очень комплексная и сложная задача. Она охватывает несколько сфер, это, безусловно, и энергетика и в этом смысле мы понимаем что от нас требуется и готовы это делать, но есть еще позиция и науки в лице Министерства образования и науки, и позиция Минпромторга, и Минэкономразвития, и вот все это вместе увязать в единую политику, к сожалению, пока не удается, то есть нет одного окна в государстве, нет одного человека, который бы все это курировал. Да, есть частные проекты, есть какие-то конкретные инициативы, которые на сегодня реализуются как государственными структурами, так и частными структурами, но единого заказчика нет как на научно-исследовательские работы, потому что, безусловно, там есть целый набор вопросов, которые можно и нужно было бы решить в России, используя тот ресурс и тот потенциал, который есть.» — отметил Ципулев. По некоторым параметрам, в том числе в части электротехники, — продолжил он -  мы сегодня остаемся довольно конкурентоспособными и можем предложить решения, которые будут и на мировом рынке интересны, но для этого нужно, чтобы все это было консолидировано и управлялось из одного кабинета, из одного места. Есть технологическая платформа, как вы знаете, «Зеленый автомобиль», в рамках которой предусмотрена разработка отечественных электромобилей разных классов. В этой техплатформе участвуют и АВТОВАЗ, и группа «ГАЗ», и «Камаз» и «НАМИ» и каждый там делает какой-то свой кусок. Деньги-то заявлены, там, по-моему, порядка 2 миллиардов рублей было заявлено, но насколько это финансирование реально осуществлялось — данных нет. Реально же мы эксплуатируем сегодня свои электромобили в количестве 8 штук в течение всех сезонов — прошли уже лето, зима, осень, весна, соответственно, все температурные режимы, понимаем плюсы, минусы тех технологий, которые сегодня реально на рынке можно купить и готовы делиться опытом — завершил Ципулев.

 

Релиз слушаний:
Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по науке и инновациям совместно с Российской ассоциацией содействия науке (РАСН) и журналом «Экология и Жизнь» провели  слушания «Будущее автомобиля — электромобиль, дорожная инфраструктура, пробки. Кто участники „зеленого“ проекта России?»,  в рамках серии слушаний по проблемам инновационного развития. Общественные слушания прошли 16 апреля 2013 года в здании Общественной палаты Российской Федерации по адресу: Москва, Миусская площадь, д. 7, стр. 1, зал совета. В слушаниях приняли участие секретарь палаты В.Е.Велихов (НКЦ), член-корреспондент РАН С.Варфоломеев (ИБХФ), член-корреспондент РАН И.г.Поспелов. С докладами о технических решениях электромобиля выступили А.В.Долголаптев (компания ТЭЭМП, Сколково) и И.А.Коровкин НП «Объединение автопроизводителей России». Проблемы и решения по электротранспорту, закладываемые в мастер-план нового квартала Москвы на Яузе (ARTKVARTAL) были представлены П. Кудрявцевым и В.Артемьев. Бизнес-модель и планы создания городской зарядной инфраструктуры освещены в докладах М. Осорина (компания «Револьта») К.Квоковой (ФСК) и  Д.Цыпулева (информационная дирекция МОЭСК).

Предпосылки обсуждения

В свое время появление автомобиля спасло мир от экологической катастрофы, связанной с переполнением улиц навозом. В Нью-Йорке на исходе XIX века было около 200 тыс. лошадей, которые оставляли на улицах более 2000 т навоза в день. Пробки были повсеместным явлением, а навоз представлял собой питательную среду для насекомых – прежде всего мух, которые распространяли различные заразные заболевания. Кроме того, из навоза активно выделяется парниковый газ – метан. Автомобиль не дал исполниться прогнозу XIX века о том, что через 100 лет улицы заполнятся навозом до уровня второго-третьего этажа. Однако сегодняшний прогноз ничуть не лучше: автомобиль служит главным источником выбросов парниковых газов и тепла в городах, катализатором изменения климата. Автомобильные выбросы наиболее интенсивны в пробках, что делает дороги и состояние дорожного движения главным источником загрязнения воздуха в городах. В тоже время проблема заторов в городах России и в Москве в частности, гораздо дальше от своего решения, чем во многих других городах мира. В рейтинге заторов на улицах столиц Европы, составленном производителем программ для GPS навигаторов Tom-Tom, Москва лидирует, опережая Стамбул и Варшаву, тогда как в мировом рейтинге Москва «конкурирует» с такими городами как Пекин и Мехико.

Кроме того, из всех устройств цивилизации автомобиль отличается наибольшей прожорливостью и энергетической избыточностью: сжигая около 30% добываемых в мире нефтепродуктов и выбрасывая более 30% парниковых газов, автомобиль тратит 98% энергии на перевозку самого себя и лишь 2% на перевозку пассажира и груза. Суммарная мощность 1 млрд автомобилей, эксплуатируемых в современном мире, имеет величину порядка 100 тыс. ГВт, что сопоставимо по мощности с объемом мировой энергетики. Для России оценка мощности для 20 млн легковых автомобилей дает 2000 ГВт, что на порядок превосходит возможности всей электроэнергетики страны.

Радикально изменить ситуацию способен лишь электромобиль – устраняя выбросы и избыточную мощность за счет КПД двигателя и электропривода, превышающего 90%, парк электромобилей, численно равный автомобильному, способен полностью зарезервировать электроэнергетику страны, выполняя функции распределенного накопителя. Что стоит на пути создания массового электромобиля? Превратятся ли дороги в электрические магистрали, способные обеспечить функции транспорта и накопителя в масштабе города, района, страны?

В то же время решения в области совершенствования электромобиля – лишь часть радикального обновления, которому подвергнутся в ближайшем будущем энергетика, строительство и транспорт, возникает «низкоуглеродная» и «зеленая» экономика. Стоящая перед человечеством задача поддержания устойчивости среды обитания, сохранение климатического режима планеты, инициирует масштабные разработки по снижению выбросов и потерь энергии в таких энергоресурсоемких отраслях, как транспорт, строительство и энергетика. Прорывные разработки в этой области формируют «зеленый» проект современности.

Деление науки не по дисциплинам, а по направлениям-проектам было предложено в начале XX века В.И. Вернадским, увидевшим необходимость трансформации классического понимания науки в ходе становления человечества как новой геологической силы. Рождение атомного и космического проектов XX века подтвердили предсказанное Вернадским изменение принципов работы науки. Сегодня на повестке дня стоит задача реализации «зеленого» проекта XXI века, тогда как комплекс исследований, инновационных и инфраструктурных решений, связанный с электромобилем, представляет собой один из практических «входов» в эту проблематику.

Проблема электромобиля поставлена на повестку дня целым рядом зарубежных компаний (см. Приложение 1) и стран (см. Приложение 2). В России есть ряд разработок, которые могут претендовать на новизну и мировое лидерство по ряду характеристик, но они еще не стали серийной продукцией.

Приглашаем Вас обсудить возможности реализации «зеленого» проекта в части, касающейся электромобиля. Предварительно намеченные темы для обсуждения:

1. Автомобиль как источник экологических и ресурсных проблем цивилизации. Автомобиль и добыча нефти – решаемые и не решаемые проблемы автомобиля. Порочный круг связи экологических и транспортных проблем большого города. Пробки как источник экологической опасности – выбор решений для городского транспорта. Аренда автомобиля как социальная практика.

2. Автомобиль и дорога – обмен информацией и энергией, когда наступит «on-line»? Новые требования к проектированию автомобилей и дорог.

3. Технические проблемы электромобиля. Малолитражка, гибрид, электромобиль – выбор путей в завтрашний день, лидеры рынка – сегодня и завтра. Универсальные решения и новые блоки электромобиля.

4. Накопитель энергии – лимитирующее звено для создания электромобиля и для «зеленого» проекта в целом как связующий элемент инфраструктуры. Варианты накопителей на транспорте, в строительстве и в энергетике.

5. Что включают в себя понятия «экорайон», «экологичный город», «экосреда»? Интеграция транспортных и энергетических решений с системами управления, связи и мониторинга – проектирование  инфраструктуры ближайшего будущего.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Планы зарубежных автопроизводителей

 

Компания

Страна

год

План начала серийного производства

Теslа Моtors

США

2012 2013

начало продаж Моdel S

начало производства Моdel Х

Renault

Франция

2012

начало продаж Renault Zoe

Nissan

Япония

2010

 

2012 2013

Nissan Leaf серийное производство 2013

Ноябрь 2012 – тест в России начало производства е-NV200 в Испании

Detroit Electric

Китай — США

2012

увеличить производство до 270 тысяч в год

BMW

Германия

2012

начало продаж в США

Dongfeng Nissan

Китай — Япония

2012

начало продаж в Китае

Ford

США

2010 2011 2012

Коммерческий грузовик Микроавтомобиль Автомобиль С-класса

Toyota

Япония

2012

начало производства iQ

Honda

Япония

2012 2012

начало продаж в Китае Fit EV'33'

начало продаж в США Fit EV [34]

Chrysler

США

2012

Начало производства[35].

General Motors

США

2013

Начало производства Cadillac Converj[36]

Автоваз

Россия

2012

Начало продаж Lada ELLAda

SEAT

Испания

2016

Начало производства Altea XL Electric Ecomotive

Kia

Ю. Корея

2012

Начало производства Rау ЕV

BYD Daimler New Technology Co. Ltd.

Китай — Германия

2013

Начало производства Denza

Mercedes-Benz

Германия

2014

Начало продаж электромобиля В-класса'41'.

Mitsubishi Motors

Япония

2012

 

2015

Начало продаж в России электромобилей i-Miev,

7 моделей в том числе с увеличенным запасом хода.

GM Korea

Ю. Корея

2013

Начало производства Сhevrolet Spark42].

CITROËN

Франция

2010

2013

Ситроен C

Металловоздушная батарея

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПЛАНЫ

  • Министерство Науки и технологий Китая разработало 12-ый пятилетний план для электромобилей на 2012—2016 годы, в котором запланировано   вывести на дороги страны 1 миллион электромобилей к 2015 году, увеличить мощности по производству аккумуляторов до 10  ГВт. в год.
  • Правительство Германии планирует к 2020 году вывести на дороги страны 1 миллион электромобилей, гибридных автомобилей и полных гибридов (PHEV). Серийное производство началось уже в 2011 году. В 2012 году на эти цели из бюджета выделено 500 миллионов евро.  В 2011 году правительство Германии приняло программу развития производства и эксплуатации электромобилей. Цель программы — довести число автомобилей с электробатареями в стране к 2020 году до 1 миллиона, а до 2030 года число таких машин должно возрасти уже до 6 миллионов.  На разработку батарей для автомобилей правительство до 2013 года выделяет дополнительно 1 миллиард евро. Ранее на программу уже была выделена такая же сумма. Для координации работы при правительстве будет создана специальная группа. Кроме того, к 2014 году планируется выстроить инфраструктуру для подзарядки батарей и создать примерно 7 тысяч общественных зарядных станций.
  • Правительство Южной Кореи поставило цель автомобилестроительным компаниям начать массовое производство электромобилей и произвести 1 миллион электромобилей к 2020 году.
  • В Индии принят National Electric Mobility Mission Plan 2020 (NEMMP 2020), согласно которому, к 2020 году планируется увеличить парк электрического транспорта до 6 — 7 миллионов штук.
  • Правительство Ирландии планирует к 2020 году 10% транспорта перевести на электроэнергию.
  • Правительство Франции в 2012 году ставило цель вывести на дороги страны более 100 тысяч электромобилей. К 2020 году планируется вывести 2 млн. электромобилей.

читать по теме

электромобиль 

15.05.2013, 4256 просмотров.


Нравится

ИННОВАЦИОННЫЙ КАНАЛ
30.04.2020 15:21:53

Пандемия метаболических болезней/ Пробелы нашего знания

Гиперурикемия – показатель нарушения биологических функций эндоэкологии и адаптации, биологических реакций экскреции, воспаления и артериального давления

пандемия, давления, показатель

26.03.2020 12:18:47

Про COVID-19 / Член-кор. РАН Сергей Нетесов

Добротное изложение фактов — что известно о вирусе, по состоянию на середину апреля 2020

История короновируса

26.03.2020 03:19:37

Доклад о вирусе COVID-19 / Происхождение и способы борьбы

Научный доклад о короновирусе. Докладчик — Щелканов Михаил Юрьевич, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией экологии микроорганизмов ШБМ ДВФУ,
заведующий лабораторией биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН. Обсуждается происхождение короновирусов и эффективность против них интерферонов бета и лямбда

COVID-19

18.03.2020 18:01:13

В чем смысл решительных действий властей с введением карантинов

Это нужно для того, чтобы выиграть время. Карантины и ограничения на перемещения населения состоит в желании «сгладить кривую», уменьшив скорость распространения коронавируса среди населения.

COVID19, польза, эпидемия

04.03.2020 23:31:39

Перспективы солнечных элементов

Про перспективы преобразования света в электричество и как повысить КПД солнечных элементов рассказывает профессор Университета имени Бен-Гуриона Евгений Кац

Кац, Профессор, перспективы

14.02.2020 17:15:47

России не хватает суперкомпьютеров?

Россия отстает от  США и Китая в сфере суперкомпьютеров более чем в 50 раз. Так ли это и зачем нужны России суперкомпьютеры в эпоху распределенных по всему миру вычислительных мощностей?

институт, технологии, Курчатовский

13.11.2019 14:21:42

Что определяет себестоимость российской нефти - налоги или субсидии?

Саудовцы оценили российскую нефть По версии Saudi Aramco, добывать в России дороже, чем на Ближнем Востоке и в Венесуэле

Россия, Цена, нефть

RSS
Архив "Лекции/Семинары"
Подписка на RSS
Реклама: Профессиональные врачи массажисты Москвы на Bodio.ru