22 миллиарда убытков за год: провальные проекты "Роснано"
Счетная палата России объявила, что закончила проверку госкорпорации «Роснано», которую возглавляет Анатолий Чубайс. Ранее корпорация сама признала, что планируемые убытки от неудачных проектов прошлого года — 22 миллиарда рублей. Ожидается, что результаты Счетная палата обнародует после заседания коллегии в конце месяца, но уже ясно, что вся история — с далеко идущими последствиями.
Патефон в лаборатории — не просто так. Его профессор Игорь Яминский называет прародителем своего «ФемтоСкана» — сканирующего зондового микроскопа с точностью один нанонметр. Нано — это значит десять в минус девятой степени, фемто — еще меньше — десять в минус пятнадцатой. То есть в микроскоп можно увидеть отдельный атом, клетку, вирус, бактерию. Но принцип работы у двух таких разных приборов, говорит Яминский, очень схожий.
«Игла движется и преобразует рельеф в звук, а у нас игла движется, считывает рельеф и преобразует его в изображение», — пояснил профессор кажедры физики полимеров и кристаллом МГУ, генеральный директор НПП «Центр перспективных технологий» Игорь Яминский.
«ФемтоСкан» покупают производственные и медицинские компании, родной МГУ и даже средние школы — физика понятна, когда они наглядная. Без «Роснано» — а именно на ее деньги, было создано полноценное производство — говорит Яминский, ничего этого не было бы.
«В чем величие „Роснано“? Они первыми начали брать в качестве залога идеи. Мы могли пойти в банк, но у нас не было имущества для получения кредита, а «Роснано“ таким имуществом посчитало наши разработки», — пояснил Яминский.
Однако не все вложения «Роснано» были столь же успешными. Компания готовится списать убытки почти на 22 миллиарда рублей. Счетная палата, в свою очередь, проводила проверку компании и собирается рассказать о результатах.
«В ближайшее время рассмотрим на коллегии этот вопрос и тогда предоставим все материалы в открытый доступ. Что сейчас я могу сказать, анализируя тот материал, который есть: в «Роснано“ выявлено значительное количество нарушений», — заявил аудитор Счетной палаты РФ Сергей Агапцов.
Проверку «Роснано» Счетная палата начала еще в декабре 2012 года — в связи с обращением 92 депутатов Государственной Думы.
«Эффективность их работы заключается в простом — они изобретают те вещи, которые еще были в Советским Союзе запатентованы в 1961 году. Например, некий порошок. Они хотят вложить десять миллиардов, хотя патент был еще в 1961 году зарегистрирован учеными. В США существуют тридцать заводов, которые выпускают этот порошок. Зачем он нам нужен, совсем непонятно», — сказал депутат Госдумы Алексей Журавлев.
Отдельная депутатская претензия к «Роснано» — зарплаты. По данным из открытых источников, средняя зарплата в компании превышает 400 тысяч рублей, у самого Анатолия Чубайса — два миллиона.
Словно упреждая будущую критику, зампред правления «Роснано» Олег Киселев рассказал, что компания готова списать средства и признать, что неудачно инвестировала 22 миллиарда рублей. Половина приходится на проект с группой «Нитол» по производству поликристаллического кремния для солнечных батарей. Еще два с половиной миллиарда неудачно инвестировали в липецкую компанию по производству режущей проволоки для кремниевых пластин и миллиард триста потратили на ставропольский завод сапфировых пластин «Монокристалл», причем с производством поликристаллического кремния, кажется, вышла история самая неприятная. Эксперты «Роснано» почему-то не знали, что китайцы уже почти построили такие заводы.
«В ситуации по сделке с поликремнием нужно сказать, что этот проект должен был утверждаться международным экспертным сообществом. Это должно было быть сделано публично, ведь речь шла о миллиардах бюджетных рублей, то есть фактически о миллиардах рублей наших налогов. Но это было сделано. При этом внезапно всплывает ситуация, когда, как оказалось, в это же время в Китае запускались аналогичные заводы, которые в перспективе должны были просто обрушить рынок данного полимера, что и произошло», — отметил экономист Никита Кричевский.
Еще больше трех миллиардов потеряли на проекте по производству гибких планшетов Plastic Logic. Ошибка была маркетинговой — попытались конкурировать с большими игроками на рынке планшетов. В итоге смогли делать только компоненты для пластиковой электроники.
«Всем было видно, как красиво демонстрировал Чубайс новое изобретение, демонстрировав его первым лицам государства. Оно призвано заменить учебники школьникам. Оно сворачивалось в трубочку и было очень легким, чтобы школьники не напрягались его носить. И где этот iPad? Оказался он настолько дорогим, что его не то что школьникам нельзя купить — его человек, зарабатывающий приличные деньги, позволить себе не может», — сказал Алексей Журавлев.
«Из бюджета и казны „Роснано“ выходили миллиарды рублей. Сегодня они оказываются потраченными на ветер. Это можно было просчитать, предвидеть, но этого сделано не было», — отметил Никита Кричевский.
Стоит заметить, что процентное соотношение потерь «Роснано» вполне допустимо по международным меркам. Высокорискованные инвестиции это допускают. Но другой вопрос, насколько профессионально или халатно были оценены проекты и инвестиционные риски сотрудниками «Роснано». Правда, Анатолий Чубайс задолго до депутатских запросов, еще на прошлогоднем экономическом форуме, заявил, что оценивает долю проектов, которые, по его мнению, являются неудачными, в 10%. Теперь осталось узнать, что думает об этом Счетная палата.
Понятно, что многие ждут ответов на вопросы по «Роснано», но еще больше людей хотели бы дожить до политической и экономической оценки реформы РАО ЕЭС. Сделали все тогда правильно? Тарифы растут, а кто богатеет?
Андрей Медведев
РАО,
Медведев,
патент,
эффективность
15.04.2013, 3001 просмотр.