После длительного перерыва, наверное, лет через семь, в Чебоксары 9 февраля 2012 г. снова приехал В.А. Болотов. На этот раз на встрече в ЧГПУ им. Яковлева перед научно-педагогической общественностью Чувашии его представили в качестве академика и Вице-президента Российской академии образования. Тем не менее, большинство участников встречи (всего было более 60) помнят его, в основном, как организатора и руководителя федерального уровня, ответственного за начало экспериментального внедрения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России. Цель однодневного приезда В.А. Болотова с московскими коллегами в республику заключалась, с его слов, в развитии, совместно с учеными Чувашского педуниверситета и ЧРИО, экспериментального проекта по оценке качества школьного образования. И несмотря на то, что аудитория была как нельзя профессиональной, включая не только ученых, но и на 50% состоящей из практиков – директоров ряда известных школ республики, новый проект у коллег не вызвал достойного интереса. Большинство вопросов, которые были заданы Виктору Болотову, касались нынешнего состояния и возможного развития ЕГЭ в российском образовании.
Первый вопрос, который я задал для затравки В. Болотову, звучал так: «Как Вы, уважаемый Виктор Александрович, будучи организатором на территории Чувашии, а затем и по всей России, проекта по ЕГЭ, относитесь к заявлениям практически всех оппозиционных кандидатов в Президенты. А именно, что первым изменением, какое они проведут в образовании, будет отмена ЕГЭ?». Ответ и его форма были, на мой взгляд, понятны всем участникам встречи. Первое, что сделал Болотов, он попросил поднять руки тех в данной аудитории, кто считает, что ЕГЭ обязательно нужно отменять. Постепенно, не уверенно, но подняли руки 6 человек (10% от всего числа участников). Затем Виктор Александрович высказал свою точку зрения, почему некоторые высшие политики так популистски реагируют на применение данного инструмента. Лично он полагает, что это их реакция на широко пропиаренные рядом СМИ ошибки, имеющие место в работе некоторых центров тестирования по ЕГЭ и, все еще, происходящие вопиющие случаи в дни проведения ЕГЭ в разных регионах страны. Это и пользование запретными мобильными телефонами и подсказки от учителей и др. Но кардинальных мер в части отмены ЕГЭ, по мнению академика В.А. Болотова, в нынешнем правительстве России не планируется, так как по его мнению, большинство специалистов считают единый госэкзамен необходимым инструментом для определения качества образования.
Далее большинство вопросов и общий разговор, так или иначе (на 80%), крутился вокруг все того же ЕГЭ. При этом позиция Болотова, формально уже не чиновника, но имеющего солидный вес в сфере образовательной политики, осталась не изменой за эти прошедшие 11 лет с начала этого эксперимента. А именно, он, как тогда, будучи руководителем Рособрнадзора, так до сих пор уверенно считает, что российские выпускники в обязательном порядке должны сдавать два ЕГЭ – по математике и русскому языку. Ну и что, что во многих странах мира, как проинформировал участников академик, единый экзамен это общие требования только к абитуриентам, поступающим в вуз. Да, честно признает академик, в образовательном обществе любой страны есть «хвост» (15-20% учащихся), чьи результаты будут явно не дотягивать до минимального уровня удовлетворительной оценки. Для таких выпускников, с его точки зрения, почему-то нужно устраивать ЕГЭ второго (пониженного) уровня. То есть иметь и как бы два образовательных стандарта: один для тех, кому при поступлении в институт нужна математика и второй –для всех остальных. И, конечно же, профессиональная подготовка таких ребят по рабочим профессиям должна вестись в колледжах. Потому как в проекте нового варианта федерального закона «Об образовании» нет, и не предполагается уже уровня начального профобразования (ПТУ).
Но такие безапелляционные ответы академика явно не удовлетворили педагогов-практиков. Директор Н. решила зайти с другого конца и попросила ответить, что может быть тогда для тех, кого образно Болотов назвал «хвостом» школьного образования, устраивать не ЕГЭ, а внутришкольный экзамен, результаты которого будет проверять специальная республиканская комиссия. Потому что, несмотря на всю ранее декларируемую независимость качества общей оценки школы от результатов ЕГЭ, реально идет не просто рейтингование школ, но и соответствующие оргвыводы. Виктор Болотов, очень чувствительно отнесся к иной точке зрения относительно поведения его сына (проведения ЕГЭ), жестко и категорично отмел все попытки и происки уйти от одного, единственного правильного способа оценки знаний у выпускников школы.
Что же получается, в условиях рынка, а значит демократического права выбора одного из нескольких вариантов, у нашей молодежи реально выбора-то и нет? На этой встрече Болотов, защищая обязательность ЕГЭ по математике, вдруг заявил, что есть предприятия-организации, которые принимают на работу лиц без профессионального образования, лишь бы был аттестат о школьном образовании. Меня очень-очень-очень заинтересовала такая информация, и я решил найти в Интернете, где, как в Греции есть все, компании с такими требованиями к потенциальным работникам. На крупнейшем российском портале Yandex, ни на один свой запрос, поставленный в разных вариантах: «Найти работу, имея только аттестат о школьном образовании», «Требования работодателя к документу об образовании работника» и т.д. и т.п. я не нашел конкретной компании или хотя бы какого-нибудь положения о возможности при приеме на работу приложить школьный аттестат. Более того на сайте ФМС (миграционная служба) в требованиях при трудоустройстве на предприятиях России граждан других стран четко оговорено требование к документам о соответствующем образовании и (или) профессиональной квалификации только для высококвалифицированных специалистов (Сколково и т.п.). Тогда как для обычных мигрантов, пребывающих в РФ в порядке, не требующем получения визы, необходим четко оговоренный перечень, включающий заявление, документ удостоверяющий личность, документ об уплате Госпошлины в размере 2000 руб. за выдачу разрешения на работу и миграционная карта. ВСЕ!
Ну и как последний довод, так сказать, «туз из рукава». Специально по этому поводу проконсультировался с действующим руководителем службы по персоналу одного из крупнейших российских концернов, объединяющего более 20 предприятий машиностроения. При приеме на работу, в соответствие с Трудовым кодексом РФ, заявитель должен предоставить паспорт, документ о профессиональном образовании, пенсионное и страховое свидетельства, военный билет (для мужчин) и медицинскую справку о состоянии здоровья, если этого требуют особые условия труда. Все иное – незаконно, и заявитель, если работодатель нарушает положения Трудового кодекса, вправе подать жалобу-заявление в Прокуратуру. Аттестата о среднем образовании в перечне ТК нет!
И все-таки, несмотря на однозначную и жесткую позицию Виктора Болотова, позволю объяснить свое, другое отношение к обязательности экзаменов по ЕГЭ. Не только я, но и большинство школьных педагогов уверены, что отмена обязательного выпускного ЕГЭ по математике и русскому языку почти сразу же снимет напряженность, как в школе, так и в вузе. Что неминуемо скажется на улучшении качества образования. Поясняю почему. Первое, большая часть плохо успевающих учащихся, так называемых «хвостов» по Болотову, психологически адаптируется к ситуации получения рабочей профессии или специальности СПО в техникуме-колледже, куда теперь они будут поступать без вступительных экзаменов (проект Закона «Об образовании»). Второе, значительно сократится число выпускников школ с предельно низкими баллами по ЕГЭ, а значит средний балл по ЕГЭ студентов, принятых на первый курс обычных российских вузов, будет выше, чем в предыдущие годы. Третье, раз меньше условно слабых студентов в вузе, значит, будет более высокий уровень подготовки специалистов с высшим образованием. Четвертое, очень важное, снизится психологическое давление на школу, на педагогов за результаты по ЕГЭ их выпускников, которые уже в первый же год отмены обязательного ЕГЭ станут выше. И, как следствие, пятое, повысится качество школьного обучения за счет обоюдной мотивации, как учащихся, так и педагогов на реальный результат.
Право выбора, которым начнет пользоваться учащийся, позволит в самое ближайшее время на добровольной основе прийти к осознанному пониманию обязательного высшего образования для каждого российского гражданина.
Олег Г. Волков, зам. директора Чебоксарского политехнического института (филиала) «МГОУ им. В.С. Черномырдина»
«Не только я, но и большинство школьных педагогов уверены, что отмена
обязательного выпускного ЕГЭ по математике и русскому языку почти сразу же
снимет напряженность, как в школе, так и в вузе. Что неминуемо скажется
на улучшении качества образования».
Эта мысль — ключевая. «Не вреди». Всякое насилие над мыслями и чувствами
- вред.
Как сказал один умный человек, регулирование дорожного движения
необходимо. Но я не хочу, чтобы милиционер объяснял мне законы
Ньютона, да еще и с поправками по Эйнштейну. Это — тот самый случай.
Отменить обязательность ЕГЭ! Немедленно! Именно обязательность, а не сам ЕГЭ.
И сразу станет легче дышать. «Повысится качество школьного обучения
за счет обоюдной мотивации учащихся и педагогов на реальный
результат».
А. Шур
Уважаемый коллега, А. Шур, (извините, но не знаю Вашего имени-отчества).
Прочитал Ваше видение относительно моей записи в блоге Образование
на сайте журнала Экология и жизнь»:
«Комментарий: «Не только я, но и большинство школьных педагогов уверены, что отмена обязательного выпускного ЕГЭ по математике и русскому языку почти сразу же снимет напряженность, как в школе, так и в вузе. Что неминуемо скажется на улучшении качества образования».
Эта мысль — ключевая. «Не вреди». Всякое насилие над мыслями и чувствами — вред.
Как сказал один умный человек, регулирование дорожного движения необходимо. Но я не хочу, чтобы милиционер объяснял мне законы Ньютона, да еще и с поправками по Эйнштейну. Это — тот самый случай.
Отменить обязательность ЕГЭ! Немедленно! Именно обязательность, а не сам ЕГЭ. И сразу станет легче дышать. «Повысится качество школьного обучения за счет обоюдной мотивации учащихся и педагогов на реальный
результат».
А. Шур»
Спасибо за поддержку авторской позиции и ясное понимание проблемы ЕГЭ.
Я искренне считаю, что ЕГЭ — это и не панацея и не самая страшная процедура для наших несчастных выпускников. А то, что она вовсе не реформа, это любому мало-мальски образованному челу понятно. Но в нашей советской по духу и содержанию советской школе (учителя — все искренне совковые по своему педагогическому образованию и получаемой зарплате) оценивают не победы и достижения учеников, а промахи учителей. Не обеспечивая Школу самым главным — стандартом условий для качественного обучения.
Надо создавать в Инете общественно-гражданскую позицию за отмену обязательного ЕГЭ.
С уважением, Олег Г. Волков