Реформы, которых не было

В последние годы все чаще обращаюсь к системному изучению явлений через философскую позицию «антиномия». Для себя и студентов вывел следующее, слегка упрощенное определение этого понятия: «В любой системе, которую для простоты понятия можно рассматривать как шкалу, имеются две противоположности, находящиеся в крайнем противоречии».

Как, например, черное и белое, смерть и жизнь, покой и движение, нет и да, ноль и единица и т.д. Поэтому стараюсь, чтобы при обсуждении любой проблемы участники подходили к ее рассмотрению системно, охватывая всю шкалу возможностей. Чтобы могли видеть, как влияют на состояние и динамику возможных изменений системы условия среды, внешние факторы и внутренние особенности.

Такой подход быстро отрезвляет даже самых ярых пессимистов, радикально настроенных против «реформ», направленных на разрушение лучшей в мире советско-российской системы образования. Потому как быстро выясняется, что реальных стратегических реформ в образовании, кроме каких-то надуманных методических шагов, типа 11-летнего обучения, ЕГЭ и бакалавриата, в новой стране, рожденной на излете 1991 года, даже не планировалось.

А так как в образовании и медицине специалистом является каждый, то о чем им еще говорить, как не о том, каким хорошим было советское образование и как все плохо сейчас. То, что плохо сейчас – факт, не требующий доказательства. Но принять и признать, что сегодняшнее состояние российского образования – это доведенное до крайности государственным бездействием любимое советское образование, очень тяжело. Ведь прошло 25 лет после горбачевских перемен, появилось новое поколение, вроде как не жившее и не знающее советского дефицита продуктов, услуг и свобод. Россия теперь, как и все «демократические» страны, рыночное государство, даже ВТО это признало. Но вот, ни стране, ни народу от тех перемен почему-то лучше не стало. Ведь теперь чтобы быть успешным надо быть конкурентоспособным. При этом успеха можно достичь, только опираясь на собственный стандарт развития личности, не благодаря, а скорее вопреки общему стандарту образования.

Единый стандарт образования – один из фундаментов централизованной системы хозяйствования авторитарного государства, закрытого от внешнего мира. Когда в стране по очередному пятилетнему плану строились заводы, фабрики и колхозы, экономика которых была условной, а принципы гипертрофированно идеологизированными. Вот для этих предприятий и организаций нужны были армии бессловесных «винтиков», обученных по одному шаблону стандарта, получающих стабильно равную зарплату плюс премия, одевающихся в одинаковые рабочие телогрейки и кирзачи, жующих «докторскую» колбасу за 2 руб. 20 коп. и живущих в стандартных квартирах на улице Строителей.

Но страны Советов нет, а советские образовательные стандарты живут и побеждают. В наших школах все так же обучают всех по одним учебникам. Современная Школа – транслятор знаний, а не творческая лаборатория по формированию личности. Суть современного российского образования – исполнение условного государственного заказа по подготовке выпускников. «Наши школы живут на бюджетные деньги и средства родителей, которые, вспоминая свою учебу в советские времена, в простоте своей свято верят в слова, написанные в аттестате» (С.Б.Чернышов). Российское образование попало в виртуальное состояние – занимается пассивной посреднической функцией, а должно заниматься активным действием.

Российско-советская система образования не учит действовать, тем более действовать индивидуально и самостоятельно, а готовит безропотных исполнителей или «кухонных реформаторов». Вы спросите, а как же десятки, сотни наших достижений в науке? Например, С.П. Королев, чье столетие со дня рождения отмечали в начале 2007 года. А это, как раз то исключение, что подтверждает правило загубленных судеб и жизней миллионов советских людей. Может поэтому, до сих пор, мы получаем удручающие нас результаты международных исследований обученности наших учащихся-старшеклассников (ПИЗА, 2000-2009 гг.). Когда задания касаются умений и компетенций применять полученные знания – у нашей школы «ничего не получается».

Да и откуда? Разве что-то изменилось в нашей системе образования? Начиная с педагогических вузов, дошкольных учреждений, школ, включая модные сегодня лицеи, гимназии, колледжи, академии и университеты. Фактически ничего! Уже действует третье поколение стандартов высшего профобразования, а их парадигма, концепция, методология и содержание остались глубоко советскими. Почему? Да потому, что сознание, а точнее наш бессознательный тип мышления задуман и сформирован по образу «мертвой» пирамиды. И поэтому, какие бы «новые» детали (ЕГЭ, колледж, бакалавриат и др.) мы не вкладывали в коробку «старого» конструктора, но с яркой наклейкой «Реформа!» – из него все время будет получаться пирамида советского административного образования, где главное действующее лицо – педагог!

«Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику» — Ралф Эмерсон. Для того чтобы в стране было достаточное количество личностей, необходимо систематически заниматься их поиском, отбором и правильным раскручиванием, начиная со школы, а лучше даже с детского садика. Очень важно как можно раньше определить наиболее сильную сторону (задатки, наклонность) своего ребенка и начать ее развивать, формируя уникальные способности. Мне весьма симпатичен девиз рекламной кампании одной западной фирмы, целью которой был поиск рабочих мест для людей с физическими недостатками: «Важно, что человек может, а не то, чего он не может». Вот на этом и надо концентрироваться родителям и учителям, с любовью занимающихся развитием детей.

Но не менее, а может быть, даже более важно, это уберечь ребенка в процессе стандартного школьного обучения (если никак не удалось уйти на домашнее обучение) от ретивых, зацикленных на своем предмете, «училок», чтобы не поломать слабую психику и собственный стандарт малыша. Ребенок должен видеть в Учителе своего самого главного помощника и защитника от процесса формального «общего развития», не дающего конкретных навыков практических умений делать что-то нужное для себя и для людей.

Передавать умения и опыт можно лишь в том случае, если сам Учитель владеет ими практически. Как пример, обучение фигурному катанию на шоу «Ледниковый период» на первом канале ТВ. Всего лишь за 3-4 месяца все участники достигают почти олимпийских высот. Почему? А потому, что их напарниками и тренерами были олимпийские чемпионы, обучавшие их не по книжкам теоретически, а в ежедневных совместных тренировках на льду. Именно так, во все времена, мастер обучал своих учеников практическим умениям и навыкам ремесла. Личносто-ориентированный, индивидуальный подход в обучении и воспитании должен становиться ведущим в современной школе, при котором учащийся рассматривается не как объект обучения, а как главный субъект взаимодействия с учителями, как равный с равными.

То есть, обучая, мы должны уметь передавать школьникам не столько формулы открытых законов и правил, а сколько умения их практического использования, научив их при этом внимательно и критически относиться к любым отклонениям от правил. А вот для этого нужно, чтобы учителя владели своим предметом не просто на теоретическом уровне учебника, а могли простыми и точными примерами из собственной жизни убедить, как и почему важно усвоить умения и знания нового учебного параграфа. Обучение должно быть для жизни, а не для формального набора знаний и умений. Поэтому задача школы должна быть ориентирована не на передачу знаний, а на развитие индивидуальных способностей учащихся и на формирование у них умения ориентироваться в жизни.

В образовательных учреждениях должны быть не только учебные программы по «созданию и включению моторчиков». Но, в первую очередь, такие преподаватели, у которых без перебоев работает свой творческий «моторчик» консультанта-специалиста по раскрутке новых волчков. Преподаватель должен уметь переворачивать ученика «с ног на голову» и помогать ему получить исходный импульс энергии для первых оборотов, учитывая особенности его личностных, природных и сформированных способностей к вращению. Или, что важнее, научить его самостоятельно переносить свой центр тяжести в голову, наполняя ее алгоритмом принятия предпринимательских идей на основе сбора, анализа и обработки информации. В процессе такого обучения значительно увеличивается творческий элемент, в ходе которого учитываются индивидуальные качества и креативные способности учащегося, его мотивация на приобретение и использование полученных знаний.

А что происходит сейчас? Выпускник с аттестатом-дипломом, но без включенного или работающего в ином (чужом) режиме моторчика, оказываясь в незнакомой среде деятельности рыночного предприятия, не вписывается в орбиту реальной жизни и через очень короткое время оказывается на ее обочине.

Олег Г. Волков,  профессор Чебоксарского политехнического института (филиала) «МГОУ им. В.С. Черномырдина»

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Реформы, которых не было

  1. Илья Ермаков говорит:

    Рекомендую, в рамках системного познания, познакомиться с вот этой группой материалов:
    http://www.inr.ac.ru/~info21/MIL/welcome.html
    http://www.inr.ac.ru/~info21/MIL/1871.htm
    http://www.inr.ac.ru/~info21/MIL/neoclass.htm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>